О Шмидте [About Schmidt]

Sep 02, 2008 00:11






год: 2002
страна: USA
жанр: comedy, drama
режиссер: Alexander Payne
в ролях: Jack Nicholson, Kathy Bates, Hope Davis, Dermot Mulroney, June Squibb
композитор: Rolfe Kent
IMDb Rating: 7.3/10

Schmidt Happens.

Чудесный, восхитительный фильм. Александр Пэйн - великий мастер трагикомедии. Один из немногих. В его арсенале мало фильмов, но если вы посмотрите хотя бы два из них (На Обочине и О Шмидте), то наверняка занесете Пэйна в список своих любимых режиссеров и будете с замиранием сердца ждать все его будущие картины. Трагикомедия - очень интересный жанр. Если хочется создать кино о жизни в самом общем понимании этого слова, то лучше жанра не найти. Ведь жизнь сама по себе - трагикомедия. Она полосатая, как зебра, а от смешного до грустного в ней всего один шаг. Но как бы ни казалось просто снять фильм об обыкновенной жизни самого обыкновенного человека, могут это сделать лишь те, кто очень тонко чувствует эту самую жизнь и способен подметить в ней то, что скрыто от обывательских глаз.

Александр Пэйн в этом отношении выдающийся режиссер. В своих фильмах он умеет так органично совместить грустное и смешное, что этим нельзя не восхищаться. Причем смешное в его картинах - это не то смешное, которое бросается на зрителя с экрана и в ультимативной форме требут ржать во весь голос. Этот юмор основан на тонких наблюдениях за людьми. Его нужно разглядеть. А если это получается, то улыбаешься скорее про себя, где-то там внутри. И это как раз и есть то самое прекрасное, что может сделать режиссер для зрителя - спокойно, тихо, неспеша создать такую атмосферу, в которую бы зритель погружался, как в мягкую перину, переставая ощущать контрастную грань между собой и тем парнем, что живет на экране. В такие моменты ощущается магия кино. По сути, только такое кино и может называться искусством.

Этот фильм об одиноком человеке. Он всю жизнь честно проработал в страховой компании. К старости Уоррен Шмидт (Джэк Николсон) заслужил приличную пенсию и уважение сослуживцев. Но пришла пора уходить на покой, и вот уже в его кабинете сидит молодой, амбициозный и самоуверенный молодчик, а сам Шмидт выслушивает речи коллег на праздничном ужине, устроенном в его честь. Что дальше ждет Шмидта в этой жизни? Умирать еще рановато, а зажить счастливо с теми, кого не замечал будучи при деле, не получается. Жена раздражает еще больше, чем раньше, а дочь вот-вот выйдет замуж за торговца водяными матрасами. Нужно что-то с этим делать, решает Шмидт и отправляется к дочери, которая живет в другом городе, чтобы уговорить ее не выходить за сомнительного субъекта. Но доверие дочери к отцу уже давно потеряно. Когда-то отдалившись друг от друга, теперь сложно вот так вдруг приехать и давать советы по поводу личной жизни.

И тогда единственное, что остается Шмидту, - попытаться разобраться в себе. Совершил ли он в жизни поступки, за которые его будут вспоминать с благодарностью? Нашел ли он свое место в жизни? Сделал ли хоть кого-нибудь счастливым? Любил ли хоть раз по-настоящему? Столько вопросов, и как же сложно признаться себе в том, что ответ на все вопросы один, и этот ответ - нет. Но Александр Пэйн не отправляет своего героя покорять Эверест или совершать прыжки с парашютом, чтобы оторваться на всю катушку и тем самым запрыгнуть в последний выгон поезда под названием жизнь. Несколькими годами позже этим займется тот же Джэк Николсон в фильме Пока Не Сыграл в Ящик, но это уже будет другая история. Чуть менее правдоподобная и искренняя, чем эта. В этот раз все будет, как в жизни. Печально и с небольшим оттенком светлой грусти. А Джэк Николсон гений. Это его фильм. Целиком и полностью его. Он не сыграл роль Уоррена Шмидта. Он прожил ее. Одинково трогательный и смешной Шмидт - одна из луших ролей Николсона. А сам фильм напоминает безбрежный океан мыслей и чувств, в котором растворяешься без остатка.





Previous post Next post
Up