Геростраты нашего времени

Apr 23, 2009 20:58


В истории Древней Греции произошел случай, который стал символом губительности для общества неуемного тщеславия некоторых граждан. В 356 году до н. э. молодой житель города Эфес Герострат сжёг храм Артемиды в своём родном городе. Этот храм считался одним из чудес света. Как позже сознался этот исторический персонаж, данный поступок был им совершен только для того, чтобы о нем помнили потомки. В наказание Герострат был изгнан из города (по другим данным был казнен). Имя Герострата действительно вошло в историю, однако стало восприниматься исключительно как пример честолюбца, готового на все.

Современные обществоведы говорят, что в современной политике также  существует проблема геростратии и геростратегии, которая так или иначе затрагивает все страны мира. По мнению ученых, государству грозит гибель, а нации - забвение, если не будут созданы механизмы противодействия политическим деятелям, готовым для достижения своих честолюбивых планов принести в жертву интересы всего общества.

Если проанализировать некоторые последние законодательные инициативы ряда депутатов Верховного Совета ПМР, то складывается предположение, что «комплекс Герострата» не обошел стороной и политическое сообщество Приднестровья.

Судите сами. В начале 2009 года спикер Приднестровского парламента внес на рассмотрение коллег и других органов государственной власти, так называемый пакет антикризисных законопроектов, призванных якобы снизить остроту социально-экономического кризиса в Приднестровье. Как уже писала газета «Патриот», суть предложенных руководством Верховного Совета мероприятий состоит в кардинальной  либерализации   системы обеспечения безопасности нашего общества. В целях сокращения издержек предприятий законодатели предлагают лишить  исполнительные  органы  государственной  власти сроком на 1 год контрольно-надзорных   полномочий  в  сфере   стандартизации,   сертификации  и  защиты  прав  потребителей, приостановить осуществление государственного мониторинга в ветеринарной  и фитосанитарной сферах, ограничить   государственный    надзор   над соблюдением    законодательства  в сфере охраны труда, и даже существенное  сократить государственный контроль   над  соблюдением  противопожарных  норм  и  требований. Мотив этих шагов вполне очевиден: под видом долгожданного набора антикризисных мер, призванных вывести приднестровскую экономику из кризиса, общественности подсовывается «пустышка». Причем, политические деятели, претендующие на роль «антикризисных спасителей Отечества», ни сколько не озабочены тем, что предлагаемые ими «антикризисные меры» сомнительного содержания могут нанести урон не только жизнедеятельности общества, но и здоровью конкретных граждан.

Следующим шедевром геростратегии стали инициативы председателя Комитета Верховного Совета по борьбе с коррупцией. В феврале 2009 года им было предложено внести кардинальные изменения в избирательное законодательство ПМР: отобрать у избирателей возможность голосования на выборах «против всех», а также ликвидировать минимальный порог явки избирателей на выборы и даже на всенародные референдумы. Общественные деятели сразу отметили, что эти инициативы очень опасны для Приднестровской Республики. Ведь они могут привести к тому, что уровень избирательной активности существенно снизится, а значит, уменьшатся легитимность органов государственной власти. В условиях международной непризнанности ПМР это грозит большими политическими осложнениями. Но отечественных геростратов это не слишком беспокоит, лишь бы слава о «великих реформах» жила в веках.

Однако венцом политической безответственности отечественных законодателей по праву является проект конституционного закона, выдвинутый в марте 2009 года сразу 16-ю депутатами Верховного Совета ПМР, подавляющее большинство из которых участвуют в работе фракции партии «Обновление». Парламентарии предлагают внести существенные поправки в Основной закон государства. Значительная их часть направлена на ослабление исполнительной ветви власти в Приднестровье. Депутаты предлагают ликвидировать пост Вице-президента Приднестровской Молдавской Республики, а также намерены добиться того, чтобы в случае неспособности Главы государства исполнять свои полномочия его функции переходили бы не Вице-президенту (как в нынешней редакции Конституции ПМР), а должностному лицу, избранному 2/3 депутатов Верховного Совета. Кроме того, депутаты, принадлежащие к фракции парламентского большинства, считают, что прекращение полномочий Президента ПМР должно сопровождаться не только отставкой членов Кабинета Министров (как сказано в действующей редакции Конституции ПМР), а  всех должностных лиц исполнительных органов государственной власти (от министра до самого младшего специалиста в муниципальном управлении).

Очевидно, что последние инициативы создают скрытые угрозы самому существованию республики. Что будет с государством, если депутатам в экстремальных условиях не удастся избрать исполняющего обязанности Президента? Не приведет ли отставка всех сотрудников исполнительной органов государственной власти к параличу системы управлению Приднестровьем?  К сожалению, эти вопросы нынешнее парламентское большинство заботят мало, ведь на первом плане стоят задачи «судьбоносных государственных реформ» для того, чтобы обессмертить свои имена.

Перечисленные выше  примеры можно интерпретировать по-разному. Однако необходимо учитывать, что депутат Верховного Совета - это очень высокопоставленный и влиятельный государственный деятель. В свое время именно депутатский корпус обеспечил провозглашение, становление и защиту Приднестровской Молдавской Республики. Приднестровье нуждается в ответственных законодателях и если нынешняя система формирования Верховного Совета не решает эту задачу, значит пришло время решительно изменить эту систему. Ведь от этого зависит выживание республики, а значит и жизнь каждого приднестровца.
Previous post Next post
Up