«Пиковая Драма» Протазанова для царской России

Sep 16, 2017 23:27



Карта не та...

Один из шедевров русского немого кино. Рассматривать эту постановку в 1916 году пушкинской классики, считаю, необходимо с учетом не вполне удачного участия России в 1й мировой и последовавшей вскоре Революцией. Т.е. содержание драмы из жизни великосвестского общества начала 19 века приобретало насущную злободневность.
Поскольку были точки наложения, позволяющие совместить то время и современное для фильма. Эти точки - сословное общество и дворянство во главе его. Обвинение которого в неумении управлять страной, приведшей к её тяжелому положению во время войны, и придавало злободневность.

Мы видим нравы правящего класса пушкинской эпохи, как оно предается прожиганию жизни. Создатели фильма тянут эту линию в их современность и явно желают её прерывания. В этом они весьма революционны. Как ни странно, я бы сопоставил этот фильм по замыслу фильмом Эйзенштейна «Александр Невский». Этот тоже тянет линию из прошлого в современность, только, наоборот, хочет связать ту древнюю эпоху русской истории и современную заново.

«Пиковая дама» хорошо снята - её интересно смотреть. Образ Германа буквально впечатывается в сознание, столь хорошо лицо актера выражает снедающее героя вожделение денег. Также выделю воздействие образа графини в молодости и старой. Титулованная светская львица со своими специфическими заботами в молодости и дряхлая старуха, перед которой ходят на цирлах окружающие. Это воздействие усиливается прекрасными костюмами, передающими ощущение богатства и знатности.

Старуха умирает, Герман сходит с ума и «Конец» в итоге фильма можно понять вполне символически (и пророчески).

Previous post Next post
Up