Чили. Борьба с коррупцией

Oct 10, 2011 10:03

Ранее я уже писал о системах по борьбе с коррупцией в разных странах. По стечению обстоятельств это были благополучные в экономическом и социальном плане страны: Гонк-Конг, Сингапур, Канада, Нидерланды. Мне стал интересен опыт стран, которые достаточно стабильны экономически, но которые нельзя отнести к развитым странам. Сегодня я вам расскажу, как борются с коррупцией в Чили.


Еще раз, почему именно Чили.
Во-первых, экономика страны очень сильно зависит от добывающей промышленности и стабильности международного рынка. Основа добывающей промышленности Чили - медь, а рынок меди, судя по последним новостям с рынков гораздо менее стабилен, чем рынок нефти или газа, например. Во-вторых, это страна в 70-90 гг. пережила множество социально-экономических и политических потрясений, так же как и Россия.

В Чили сложилась особенная система государственного устройства. Фактически здесь четыре ветви власти. К традиционным для большинства стран мира трем ветвям власти: исполнительная, законодательная и судебная, добавилась и четвертая - контрольная.  Особое положение в этой работе занимает Генеральное контрольное управление - аналог российской Счетной палаты. Генеральное контрольное управление Чили, наделено воистину безграничными полномочиями, что позволяет называть его самым могущественным контрольно-финансовым ведомством в мире. Так, любой государственный служащий в Чили подконтролен в своей финансовой деятельности Генеральному контрольному управлению. Кроме того, ведомство ведет подробнейшие досье на каждого государственного служащего. Поэтому, если чиновник хочет строить долгосрочную карьеру в органах государственной власти - он никогда не возьмет взятку, поскольку, если это станет известным - черная метка на всю жизнь.

Генеральное контрольное управления ко всему прочему в обязательном порядке проводит предварительную экспертизу правомочности всех решений правительства, осуществляя тем самым двойной контроль, и за отдельными чиновниками и за решениями, принимаемыми органами государственной власти.
Как результат подобных действий, В Чили по статистике (доля зарегистрированных преступлений в общем количестве преступлений коррупционной направленности)  наименее коррумпированными ведомствами являются прокуратура (0,5 %), парламент (1%), таможня (1 %).

Примечательно, что даже при таких результатах и при очень положительных оценках антикоррупционной системы Чили мировой общественностью (например, по индексу восприятия коррупции Чили находится на 21 месте в мире между Великобританией и Бельгией http://ria.ru/infografika/20101027/289524140.html), в стране до сих пор происходят крупные коррупционные скандалы. Вот два наиболее показательных примера:
  1. 2002 г. В скандале замешаны высокопоставленные государственные деятели: заместители министров транспорта, здравоохранения таможенного комитета, руководитель службы занятости, председатель проправительственного блока партий, ряд парламентариев. Задействовано в этом скандале было и министерство общественных работ - именно это министерство  раздавало  государственные подряды бизнесу. Целый ряд чиновников были арестованы, против огромного количества - возбуждены уголовные дела.
  2. 2006 г.: скандал был вызван выдвинутыми в адрес ряда чиновников администрации Президента Чили М. Бачелет и парламентариев из правящей коалиции «Консертасьон» обвинениями в нецелевом использовании бюджетных средств, в том числе - на финансирование избирательной компании 2005 г. Тогда президент страны М. Бачелет дала «зеленую улицу» органам правосудия, заявив, что в случае получение доказательств нарушения законов виновные, невзирая на лица и должности, понесут заслуженное наказание.
Кстати, как вы уже поняли, в Чили Президент - женщина. Судя по всему, стальная женщина, хотя по фото не скажешь.



Это лишь самые-самые скандальные истории. Они еще примечательны тем, что привели к значительному изменению законодательства в стране. После скандала 2002 г. был принят первый пакет документов по борьбе с коррупцией, согласно которому, например, чиновники должны были представлять декларацию о своих доходах. Было предусмотрено упорядочивание доходов в госсекторе, т.е. предполагалось полностью исключить черных и серых схем оплаты труда чиновников. Одновременно были сделаны шаги по повышению доходов чиновников до уровня доходов в среднем в бизнесе. При министерстве финансов была создана национальная гражданская служба, контролирующая выполнение государственными чиновниками норм этической и профессиональной порядочности. Вводилось ограничение числа государственных чиновников, способных повлиять на оформление лицензий, концессий и других разрешительных документов. Вместо этого вменялось проведение разнообразных тендеров, обеспечение их максимальной прозрачности.
После истории 2006 г. Президент инициировала создание специальной комиссии правительства по подготовке пакета антикоррупционных мер, которые и были предложены к обсуждению в ноябре 2006г. Данный документ включает в себя 30 мер по трем основным направлениям: повышение транспарентности деятельности госаппарата, его модернизацию и усиление мер контроля за финансированием политических компаний.

Кстати, главной достопримечательностью Чили на сегодняшний день, стало огромное количество неправительственных организаций -  около 70-100 тысяч, которые непрестанно следят за деятельностью чиновников. Практически не одно содеянное преступление, не может быть скрыто от их глаз. Абсолютно все прегрешения сотрудников госаппарата, о которых стало известно, не только доводятся до сведения широкой общественности, но и до обязательного рассмотрения в зале суда.

Вопросы к читателям:

1.      Способна ли у нас Счетная Палата взять на себя подобные полномочия? Будет ли такой опыт также успешен как в Чили? И вообще имеет ли смысли выделять отдельное ведомство для борьбы с коррупцией?

2.      Почему в Чили обилие коррупционных скандалов выступает доказательством, что борьба с коррупцией идет, а у нас, напротив, чем больше должностных лиц «ловят» на коррупционных деяниях, тем больше говорят о распространенности коррупции в России? Мы настолько не верим в силовые органы или здесь в другом вопрос?

КОРРУПЦИЯ, Чили, мировой опыт

Previous post Next post
Up