Не наемник, а пастырь. На этой неделе память св исповедника Георгия Коссова († 8 сентября 1928)

Sep 03, 2017 16:49




Обычно с заголовками проблем не возникает - всегда находится цитата из следственного дела или особенность характера новомученика. В случае с протоиереем Георгием Коссовым труднее, потому что заголовков напрашивается множество. Этот человек был бы достоин канонизации, даже если бы не было в его жизни арестов и тюрем.

И что в таком случае взять для заголовка? То, что святой был духовным сыном преподобного Амвросия Оптинского? Или то, что к нему советовал обращаться отец Иоанн Кронштадтский? Или пророчество о третьем явлении Казанской иконы, которое не сбылось и наверное уже не сбудется? Поэтому решил назвать так, как назвал.

Священноисповедник Георгий родился в 1855 г. в семье священника Алексия Коссова, окончил Орловскую духовную семинарию. В годы учебы Георгий стал духовным сыном преподобного Амвросия Оптинского, по окончании учебы вступил в брак. Впоследствии в семье о. Георгия родилось семеро детей. В 1884 г. Георгий Алексеевич был рукоположен во священника и направлен настоятелем Преображенского храма в селе Спас-Чекряк.
Приход оказался бедным, всего 14 дворов. Храм представлял собой деревянную часовню, продуваемую ветрами настолько, что зимой в Чаше замерзали Святые Дары. Пастырь пожаловался на состояние храма преподобному Амвросию и услышал ответ: «А ты строй новый, большой и каменный». Пастырь решил вернуть село к жизни, стал служить ежедневно. О новом священнике узнали, в Спас-Чекряк стали приходить жители соседних сел.
В одном из домов отец Георгий обустроил школу, где первоначально обучалось 50 мальчиков, а затем их число увеличилось до 130. Вскоре при храме открылись интернат, библиотека и мастерские. К доброму пастырю потянулись талантливые учителя, в скором времени школа стала образцовой. Пастырь не останавливался на достигнутом, и организовал еще несколько школ в соседних селах.
На очереди был приют для девочек. Заведующей приютом стала княжна Ольга Оболенская, приехавшая познакомится со отцом Георгием и оставшаяся в селе навсегда. Обычно в приют поступали круглые сироты из очень бедных семей. Когда девочке исполнялось 14 лет, священник заказывал для нее сундук и постепенно наполнял его будущим приданым. Пастырь видел свою задачу не только в том, чтобы дать девочкам образование, но и удачно выдать их замуж. Выпускницы приюта считались завидными невестами - были благочестивы, образованны и трудолюбивы.
Во многом благодаря трудам священника село Спас-Чекряк разрослось, вместо 14 дворов в начале ХХ в. их было уже больше сотни. Было выполнено и благословение старца Амвросия - в 1905 г. был освящен главный престол нового каменного храма.
Местные жители стали замечать силу молитв отца Георгия, к нему стали приезжать за советом и утешением. Праведный Иоанн Кронштадтский говорил орловским паломникам, что им не нужно ездить в Кронштадт, ведь у них есть свой молитвенник.
В 1918 г. отца Георгия арестовали, но предъявить ему обвинение не решились. Опасаясь народного бунта, пастыря отпустили, но в покое не оставили. Было запрещено брать в приют новых детей, в доме протоиерея постоянно устраивали обыски.
Паломники продолжали приезжать к отцу Георгию. Среди них был и 10-летний Иоанн Крестьянкин, впоследствии сам ставший исповедником и старцем. О встрече с о. Георгием он вспоминал всю жизнь.
В 1922 г. протоиерей Георгий был вновь арестован. На допросах он поражал своей кротостью, некоторые служители тюрьмы услышали от него пророческие предсказания. Чтобы унизить священника, ему давали самые грязные работы, но другие арестанты стремились выполнить их за него. Ничего не добившись, власти отпустили исповедника. Пастырь вернулся в свой храм. В проповедях он утешал прихожан: «Скорбями и страданиями Россия очистится от грехов и обратится к Богу… Когда это случится, вновь явится Казанская икона Божией Матери и будет прославлена в третий раз».
Пастырь знал день, когда умрет, к смерти готовился спокойно. Святой умер 8 сентября 1928 г. и был похоронен у алтаря своего храма. Вдову отца Георгия и дочь Елену с тремя детьми и мужем после этого сослали на север. В конце 1930-х гг. Преображенскую церковь разобрали на кирпич, но народ продолжал ходить к могиле святого. Власти пытались сравнять ее с землей, но тщетно.
В 2000 г. священник Георгий Коссов был причислен к лику святых. В том же году были обретены и его мощи.

По свящ. Александру Берташу

Новомученики, Святые, Геноцид, Священники

Previous post Next post
Up