«Страха смерти для него не существовало». 13 августа, память св. Сергия (Шеина) († 1922)

Aug 09, 2016 16:51




Священномученик Сергий (в миру Василий Павлович Шеин) родился 30 декабря 1870 г. в деревне Колпна Новосельского узда Тульской губернии в семье коллежского секретаря Павла Васильевича Шеина и его супруги Натальи Акимовны. Дворянский род Шеиных, берущий своё начало от Михаила Прушанина, служившего у св. Александра Невского, был известен многими верными слугами и защитниками веры, царя и отечества.
Василий Павлович был десятым ребенком в благочестивой семье. «Я в Церкви с детства, - говорил священномученик незадолго до смерти, - постоянно около Церкви вращался, с Ней сроднился».
В 1893 году Василий Павлович окончил Училище Правоведения, занимал несколько ответственных должностей, получил чин действительного статского советника. В 1913 г. Василий Шеин стал депутатом Государственной думы IV созыва от своей родной Тульской губернии. Являясь убеждённым монархистом, в Думе он примыкал к фракции националистов и умеренных правых. Василий Павлович уклонялся от политической борьбы и работал в комиссии по церковным делам.
В 1917 г. он вошел в состав секретариата Священного Собора Православной Российской Церкви в качестве секретаря.
12 сентября 1920 г. Василий Павлович принял постриг с именем Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. Вскоре он был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха, возведен в сан архимандрита, а в апреле 1921 г.был назначен на должность настоятеля Патриаршего Троицкого подворья на Фонтанке. Архимандрит Сергий являлся также заместителем председателя правления Общества объединённых петроградских приходов.
10 июня 1922 г. в Петрограде начался процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Отцу Сергию, в частности, вменялось в вину членство в Обществе православных приходов. Вина его усугублялась также «отягчающими обстоятельствами» - дворянским происхождением и высшим образованием.
Давая показания, отец Сергий был исполнен чувства глубокого внутреннего достоинства, но без малейшего намека на высокомерие. Своих патриотических убеждений он не пытался скрыть. Один из обвинителей так вспоминал позднее об архимандрите Сергии: «С каким нескрываемым отвращением и в то же время снисходительной жалостью он смотрел и говорил с нами, находящимися в составе суда. Страха смерти, тюрьмы для него, как, впрочем, и для многих из них, не существовало; серьёзный был противник».
Сокамерником архимандрита Сергия в доме предварительного заключения был протоиерей Михаил Чельцов, которому он уступил свои более удобные нары, оправдываясь тем, что «монаху не подобает нежиться». В камере они вместе читали акафисты, служили панихиды по умершим близким. Отец Сергий утешался чтением сочинений святого Иоанна Златоуста и беседовал о прочитанном с отцом Михаилом. Перед расставанием отец Сергий исповедался у протоиерея Михаила. В дальнейшем всю свою жизнь отец Михаил благодарил Господа за краткое знакомство с отцом Сергием.
Последние слова отца Сергия, сказанные коммунистическим палачам, были: «Я ни с кем не борюсь - только с самим собою».
5 июля митрополит Петроградский и Ладожский Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были приговорены к расстрелу. В ночь на 13 августа 1922 г. все они, обритые и одетые в лохмотья, были расстреляны.

Новомученики, Людоедство, Геноцид

Previous post Next post
Up