На этой неделе память священномученика Иерофея (Афонина) († 16 мая 1928 )

May 10, 2024 21:46



Считал коммунистическую власть властью антихриста

Епископ Иерофей (в миру Тимофей Дмитриевич Афонин) родился в 1893 г. в Калужской губернии в крестьянской семье, окончил духовную семинарию. Монашеский постриг и священный сан Тимофей принял в Белогорском Никольском монастыре Пермской епархии. После закрытия обители иеромонах Иерофей служил в Пермской епархии, после ареста патриарха Тихона в 1922 г. перешел на нелегальное положение. В 1923 г. иеромонах Иерофей был рукоположен викариями Уфимской епархии во епископа Тайгинского. Хиротония была признана патриархом Тихоном, который в 1924 г. назначил преосвященного Иерофея епископом Никольским, викарием Великоустюжской епархии. Архипастырь прибыл на место служения и вскоре стяжал любовь местных жителей. Он скромно жил в сторожке при Сретенском соборе, за каждой службой проповедовал. К иерарху приезжали издалека, сам он никогда не отказывал посетителям в беседе, не считаясь со временем. При посещении окрестных сел святитель, общался с крестьянами, которые называли его «народным архиереем».
Архипастырь старался побудить людей противодействовать злу. Он рукополагал во священники стойких в вере крестьян, создал сестричество. Девушек, вступивших в него, епископ посвящал в чин «апостольниц». Они должны были вести благочестивый образ жизни, не ходить на мероприятия, организованные комсомольцами. Девушкам разрешалось выходить замуж. Влияние «апостольниц» на молодежь в деле сохранения веры было велико, сам епископ Иерофей называл сестер «армией спасения».
Будучи прямым человеком, епископ Иерофей не скрывал того, что считает коммунистический режим властью антихриста. При этом, архипастырь говорил, что если Церковь отделена от государства, то оно не должно вмешиваться в церковные дела. Христианин может выполнять гражданские обязанности (платить налоги, служить в армии), но должен твердо защищать Церковь.
В 1924 г. местная власть  упразднила Никольскую епархию, однако епископ подал кассационную жалобу и выиграл дело - губернский суд признал, что ликвидация епархии является нарушением декрета об отделении Церкви от государства. 1 сентября 1925 г. епископ Иерофей был арестован, помещен в камеру с уголовниками, которые сначала издевались над ним, но затем изменили свое отношение и даже делились с ним передачами. По ходатайствам верующих епископ Иерофей был освобожден. В январе 1926 г. обращаясь к пастве, епископ сказал: «Стены тюрьмы были мне храмом Божиим… Я и там возносил свои горячие молитвы о вас ко Господу».
Притеснения архипастыря продолжались. В апреле 1927 г., узнав о готовящемся аресте святителя, толпы прихожан двинулись к отделу ОГПУ. Опасаясь народных волнений, уполномоченный ОГПУ был вынужден объявить в соборе, что епископа Иерофея высылать из Никольска никто не собирается. На самом деле арест готовился и епископ Иерофей покинул город. В течение полугода святитель скрывался у надежных людей, руководя при этом своей епархией.
К «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) епископ Иерофей отнесся отрицательно, в своем письме пытался вразумить его, и в 1928 г. примкнул к движению митрополита Иосифа (Петровых). В своем послании к пастве епископ Иерофей обвинил митрополита Сергия в том, что он избрал «кривой путь» соглашений и уступок, связал Церковь с гражданской властью, внес «политический уклон в церковную жизнь» и использует государственные ресурсы для борьбы с несогласными. Митрополит Сергий со своей стороны запретил епископа Иерофея в священнослужении, однако архипастырь это решение проигнорировал как неканоничное. Со временем епископ Иерофей стал называть последователей митрополита Сергия  «коммунистами в рясах», еретиками, «обновленцами» и даже высказывался об их безблагодатности.
Опасаясь ареста епископа Иерофея, прихожане постоянно охраняли его. «Меня власть терзает, - говорил иерарх, - во всем преследует, просят, чтобы я был лоялен, но душевной лояльности они от меня не получат».
На Пасху 1928 г. архипастырь совершил последнюю поездку по селам. 2 мая он был арестован в селе Путилово, однако крестьяне не дали вывезти владыку в город. Архипастырь был укрыт в надежном месте в лесу. Власти угрожали крестьянам сжечь их дома, в случае, если они не выдадут архиерея. Место, где прятался святитель, было указано его келейником. 6 мая начальник отдела милиции Гладышев разыскал епископа в лесу возле шалаша, где он жил. Увидев епископа, Гладышев приказал поднять руки, но святитель стоял неподвижно. Возможно, он не слышал окрика или не смог отреагировать от неожиданности. Прогремел выстрел, епископ Иерофей был тяжело ранен в голову. Не сумев вызвать подкрепление, убийца вернулся в Путилово, оставив истекавшего кровью архиерея в лесу. На следующий день епископа вывезли в Никольск с группой арестованных крестьян. Архипастыря довезли до Великого Устюга, где он скончался от полученной раны.
Почитание епископа Иерофея появилось сразу после его смерти. Место, где скрывался иерарх, стало объектом паломничества.
Епископ Иерофей причислен к лику святых Русской Зарубежной Церковью.

Вологда, Новомученики, Людоедство, РПЦЗ, Обыкновенный большевизм

Previous post Next post
Up