«Сталин не Савл и Павлом не станет»
Говоря о жертвах тоталитарных режимов, я обычно помещаю жизнеописания святых. Но нельзя оставлять без внимания и тех, кто был сломан бесчеловечной системой, запутался в попытках выжить. Одним из таких неоднозначных иерархов был митрополит Сергий (Воскресенский).
Родился он в 1897 г., в семье московского священника в миру звался Дмитрием Николаевичем. До революции Дмитрий учился в Московской семинарии, в 1922 г. поступил послушником в Данилов монастырь, а в 1923 г. был арестован. В заключении послушник был недолго, в 1925 г. был пострижен в монашество с именем Сергий, был рукоположен во иеромонаха и впоследствии занимался юридическими вопросами в Московской Патриархии.
В 1933 г. отец Сергий был рукоположен во епископа Коломенского, викария Московской епархии, затем был епископом Дмитровским, а в 1937 г. был возведен в сан архиепископа и назначен управляющим делами Московской Патриархией.
Большой террор не затронул архиепископа Сергия. Наоборот, к 1939 г. он остался одним из четырех архиереев Московской Патриархии, которые оставались на кафедрах. Причиной, по которой архиепископ выжил в кровавой мясорубке, было его тесное сотрудничество с НКВД. По свидетельству А. Свенцицкого, духовенство считало архиепископа провокатором, а протоиерей Стефан Ляшевский вспоминал, что заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) боялся архиепископа Сергия (Воскресенского) и не доверял ему.
В начале Второй мировой войны, которая начиналась для СССР весьма удачно, страна приросла новыми территориями со своими епархиями, монастырями и приходами. Начать с прямых гонений было бы совсем неразумно, и советский режим нашел выход в подчинении новых епархий проверенным людям. Экзархом для Украины и Белоруссии стал митрополит Николай (Ярушевич), а в Прибалтику был назначен митрополит Сергий (Воскресенский). Оба иерарха получили и задание от НКВД - создать шпионскую церковную сеть (Курляндский И. Сталин. Власть. Религия. М. 2011. С. 540). Неудивительно, что местные православные христиане митрополиту Сергию не доверяли, справедливо видя в нем большевистского агента.
Когда в 1941 г. в Ригу вошли немецкие войска, митрополит Сергий не стал покидать город, а на некоторое время скрылся. До сих пор доподлинно неизвестно, было ли это его обдуманным решением или он выполнял очередное задание НКВД. Тем не менее, оказавшись на территории рейхскомиссариата Остланд, митрополит занял жесткую антикоммунистическую позицию. Вполне возможно, что приняв курс соглашательства с советским режимом, митрополит так же спокойно пошел на компромисс и с режимом гитлеровским.
- Не таких обманывали, - говорил он в узком кругу, - А этих колбасников обмануть нетрудно.
Безусловной заслугой митрополита Сергия в годы войны стало создание Псковской миссии, которая занималась духовным просвещением Северо-западной России. Было открыто около 400 приходов, на которые поставлено более 200 священников. Митрополит организовал издание христианской литературы, возродил преподавание Закона Божия в школах, создал пастырско-богословские курсы.
Заигрывания Сталина с Московской Патриархией, начавшиеся с осени 1943 г., митрополит Сергий (Воскресенский) воспринял как обман.
- Сталин не Савл и Павлом не станет, - во всеуслышание объявил митрополит.
Иерарх оказался прав. Использовав Церковь в своих интересах, Сталин вскоре вернулся к гонениям. Монастыри стали закрывать уже в 1945 г., а полномасштабные гонения начались в 1948 году.
В 1943 - 1944 г. митрополит Сергий (Воскресенский) был невыгоден всем. Для коммунистов он был злостным антисоветчиком, нацистов возмущал своей независимой политикой. 29 апреля 1944 г. машина, в которой ехал Прибалтийский экзарх, была обстреляна. Митрополит Сергий и его спутники погибли. Кто стоял за этим убийством до сих пор доподлинно неизвестно. Понятно одно: оказавшись на грани столкновения коммунистического и нацистского режимов, митрополит стал жертвой одного из них.