«Вчера высокого попа убили, а он нас еще благословлял...»
Священномученик Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился в 1848 г. в Тамбовской губернии в семье священника, окончил местную семинарию и Киевскую духовную академию, был рукоположен во священника, стал настоятелем Троицкой церкви в г. Козлове. После смерти жены и единственного ребенка отец Василий принял монашеский постриг с именем Владимир, возведен в сан архимандрита и назначен сначала настоятелем Тамбовского Троицкого монастыря, затем настоятелем Новгородского Антониева монастыря.
С 1888 г. началось архиерейское служение святого. Он был рукоположен во епископа Старорусского, затем переведен на самарскую кафедру. Здесь святитель основал просветительное братство, а во время эпидемии холеры учредил епархиальный Комитет для пособия пострадавшим от неурожая. С 1892 г. архиепископ Владимир был экзархом Грузии. За время служения святителя здесь было построено более ста храмов, открыто более 300 церковно-приходских школ.
С 1898 г. служение святителя продолжилось на московской кафедре. Митрополит оказывал большую помощь великой княгине Елисавете Федоровне в деле создания Марфо-Мариинской обители. В 1912 г. иерарх стал митрополитом Санкт-Петербургским, однако в столице прослужил недолго. Будучи прямым человеком, святитель был возмущен поведением Распутина, который дискредитировал царскую семью и монархию. Обличения в адрес временщика привели к переводу митрополита Владимира в Киев.
После захвата власти в России большевиками Украинская рада во главе с М.Н. Грушевским объявила об автономии Украины. Уже в январе 1918 г. красные направили в Киев войска под командованием М. Муравьева. Сам Муравьев 4 января приказал:
- После того как будет окончательно занят Киев... приказываю беспощадно уничтожить в Киеве всех офицеров и юнкеров, гайдамаков, монархистов и всех врагов революции.
Под врагами революции можно было понимать кого угодно, тем более, что Муравьев своей жестокости не скрывал:
- Если нужно будет - н постою ни перед чем: камня на камне не оставлю в Киеве. Жителей не жалеть! Кто не с нами, тот против нас!
Митрополиту Владимиру предлагали покинуть город, но святой, не видя за собой никакой вины, остался в Киево-Печерской лавре. 5 февраля (по новому стилю) монастырь был захвачен. Над монахами издевались, храмы подверглись грабежам. Однако с некоторыми монахами красные даже сдружились (и те, и другие как правило были вчерашними крестьянами). Монахи жаловались, что митрополит Владимир не дает им устроить в монастыре такие же порядки, как у красных, с комитетами и советами. Обстановка вокруг митрополита накалялась. 7 февраля красногвардейцы арестовали святого, вывели за ворота лавры и расстреляли. Убийцы не таились:
- Вчера высокого попа убили, - рассказывали они, - а он нас еще благословлял.
Пройдет совсем немного времени и убийства коммунистами архиереев станут обыденностью. А в начале 1918 г. преступление вызвало большой резонанс. Советская пропаганда тут же заявила, что убили его «неизвестные лица», а Муравьев даже завел «уголовное дело». Убийцы, естественно, обнаружены не были.
Гибель священномученика Владимира открыла красный террор в Киеве.
- Будьте беспощадны, главное, будьте беспощадны, - настраивал красногвардейцев Муравьев.
По разным данным в течение февраля - марта было убито от 2,5 до 5 тысяч человек. Убивали людей в форме (казачьей, военной, инженерной, учительской), в украинской одежде, вообще прилично одетых. Одежду со страдальцев снимали. Современники вспоминали, что не видели ни одного одетого трупа - вся одежда отбиралась красными. Грабили же всех без исключения. Вскоре был заключен Брестский мир, Украину заняли германские войска. и красные на некоторое время покинули ее территорию.
Священномученик Владимир был погребен в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. В 1992 г. он был причислен к лику святых.
По С.В. Шумило и материалам Базы данных ПСТГУ «Новомученики Церкви Русской»