о грибах (и полянах)

Apr 01, 2012 19:32

Теперь о них.

Довелось посмотреть Trinity and beyond - док. фильм 1995 года, совершенно беззастенчиво прожектирующий эстетические аспекты ядерных испытаний. Самой Троице и пленочной Хиросиме похвастаться тут особо нечем, но уже Операция Перекресток на атолле Бикини в 46м подарила невиданную эпику. Лидер же хитпарада - Апшот-Нотхоул 53 года, с потрясающей одноплановой съемкой ядерной артиллерии в действии (где-то там в середине) и знаменитыми потусторнними кадрами гнущихся деревьев и валящегося автобуса (где-то в конце).

Во первых очень интересно, почему именно грибы, а не бананы или арбузы. Сходство настолько очевидное, что у некоторых взрывов появляется даже характерный подшляпочный велум, как например у мухоморов. Сами грибы - те еще перцы. В детстве я очень любил их собирать, блуждая по карельским лесам, но употребление их в пищу казалось мне мерзостью сравнимой с каннибализмом. Правда вместе с грибами я не ел (и не ем) кучу других общепризнанных продуктов. Поэтому, прочитав в биографии Бунюэля, что все испанцы страдают микофобией, я решил все-таки попробовать представителей этого царства. Шанс представился, когда мой амиго решил продемонстрировать навыки грибоварения большой компании наших общих друзей. Все друзья остались ужасно довольны съеденным, меня же весь вечер полоскало как замбийский водопад, плюс температура поднялась до 39 и 5, таким образом я понял, что миниатюрные ядерные взрывы - не для меня.

Были еще некоторые волшебные грибы, чьим волшебством были очарованы почти все члены всех тайных лож. Совоставляя, однако, их заявления о том, что 'они все поняли' с их дальнейшим поведением и динамикой личностного развития, я понимал, что даже если употребления и способствуют некоторому понимаю, то возможно это сравнимо с учебой вождению автомобиля лежа в багажнике. Воможно не во всех, но в большинстве случаев. Впрочем это касается только маленькой части всего царства и представители этой части на атомные взрывы как раз похожи не сильно.

Какие-то делать выводы об атомно-грибном изоморфизме я пока не готов, поэтому перейду к пейзажу. Фильм Trinity and beyond поражает грандиозными планами кристально ясного неба и бескрайностей невадских просторов. Вкупе с грибами, бизарными сооружениями для взрывного тестинга, причудливой военной техникой и экипировкой, все это настойчиво отсылает к единственному арт-движению по достоинству оценившему эстетизм атомных расщеплений - к, не побоюсь этого слова, сюрреализму.

Я этого слова не боюсь, очень скорее люблю, а вот большинство серьезных арт-критиков питает к нему, насколько понимаю, неоднозначные чувства. У меня есть несколько очень хорошо и обстоятельных и негниюще написанных историй визуальных искусств, так вот когда речь заходит о сюре, авторы каждый раз теряют свой энтузиазм и выдают вялую и даже надменную отписку, как будто пишут о школьной гопоте, отнимавшей вкладыши и женское внимание. Я все никак не мог понять - ведь полет трехмерной фантазии плюс добавление к живописи коан-поэтического измерения в виде надреальных названий это ж в сто раз интересней бесконечных кувшинок или некрасивых девиц или композиций за номером.

Насколько я понимаю суть в том, что сюрреалисты всегда рисовали как бы с позиции силы, с позиции тестостеронной энергетики, что любителям Мане и Моне конечно было не по нраву. Эта энергетика очень сильно связала сюрреалистов с невадскими и бикинскими грибами. После Бикини Дали тут же разразился тремя сфинксами и потрясающими слонами и конями. Он почуствовал, что этот новый грандиозный образ прямо предвосхищен им и в полете вокруг граната в 44м, и в архитектурных воспоминаниях в 36м, и в сне, и даже в великом рукоблуде-29. Предвосхищение атомной эстетики было почти полностью отдано на откуп сюрреалистами - шары Магритта 31 года однозначно из той же оперы.

Но самое здесь захватыывающее - пейзаж. Ясный минималистический пейзаж был до сюрреалистов не интересен вообще никому (были зачатки в высоком Ренессансе, но далеко не пошли). Его придумал Джорджо де Кирико в 1913 году. Довёл этот пейзаж до сюрреалистического ума Ив Танги. Он же первым кинул мост к атомному веку. Его, к примеру, Ветер года-27- прямое предвосхищение автобусов и строений разрушаемых в потустороннем невадском рапиде 53го. Танги и де Кирико рисовали поляну для гротескных грибов 20го века, Дали же выпала честь изобразить сами фаллоцентрические гиперсимволы. Надеюсь, я не сильно эпатировал читателей своим вокабуляром.

Какое же отношение продемонстрировать к величайшему оружию массового уничтожения, слишком жестоко наказавшему японцев и реально державшему в страхе планету вплоть до появления WWW? Вот какое: без ядерной бомбы и ядерного паритета мировая война-2 очень легко переросла бы в мировую войну-3, не было бы никаких Битлз и никаких Песняров, в космос и на Луну полетели бы тогда же, но не улыбаться по-гагарински, а воевать, воевать за Марс и за Венеру, на которых была бы обнаружена пригодная для дыхания атмосфера, и когда наши оккупировали бы Венеру, а запад - Марс, а Земля лежала бы в руинах - вот тогда простому человеку пришлось бы действительно хреново. А так бомба (как и Гитлер, как и инквизиция, как и турки-османы, как и чингизиды с Македонским) стала частью той силы, что 'вечно хочет зла и вечно совершает благо'. Но хочет ли она вообще чего-нибудь?

На этом заканчиваю статью о грибах, передайте Гёте, чтобы почитал Дионисия Ареопагита.
Previous post Next post
Up