Оригинал взят у
bdb_2000 в
Неформальный путеводитель по Золотому Кольцу России. Кострома (Улицы веером)
Центр Костромы был выстроен более 200 лет назад по лучевой (веерной) планировке. По легенде, костромичи обязаны такому расположению улиц Екатерине Второй. Кострома была хаотичным скопищем деревянных строений до конца 18-го века. Город часто горел. После очередного страшного пожара в 1773 году городские начальники решили, что центр нужно строить в камне и по плану. Эту знаменитую легенду экскурсоводы рассказывают всем гостям Костромы. Идею веерной застройки приписывают императрице Екатерине второй. Будто бы, посетив Кострому, она узнала о градостроительных проблемах жителей и решила их просто и изящно. Уронила раскрытый веер и сказала: «Так и стройте».
Другие посты серии :
Эту легенду сегодня упоминают и многие костромичи. Правда, если обратиться к фактам, то Екатерина посетила Кострому за шесть лет до пожара. То есть задолго до того, как возник вопрос о перестройке города. В областном архиве сохранились страницы уникального журнала о пребывании императрицы на костромской земле. Екатерина внимательно осмотрела город, пожаловала костромичам герб с изображением ладьи, а вот веера нигде не роняла.
И все же, к проекту перестройки города императрица руку приложила. По документам, план Костромы разработала городская комиссия в 1784 году. Но утверждён он был в Петербурге и закреплен царской печатью. Улицы же, расходящиеся веером от главной городской площади, назвали в честь внуков Екатерины II - Павловская (сейчас проспект Мира), Еленинская (Ленина), Марьинская (Шагова), Константиновская (проспект Текстильщиков), Никольская (ныне Свердлова). Пожары после перестройки в Костроме не прекратились, но стали куда менее разрушительными. Сама же веерная планировка до сих пор восхищает и костромичей, и туристов.
После революции все улицы, образующие веер, переименовали. Город постепенно разросся, но свой исторический облик центр сохранил до сих пор. Гости города неизменно восхищаются нашей «сковородкой» и её лучами. А местные живописцы не устают писать Костроме дифирамбы в масляных красках. Художник Альберт Ерёмин, которого мы застали за работой в Ботниковском сквере, считает, что уличный веер приносит городу счастье.
Другие посты серии :
Все мои посты сначала выходят в моем журнале:
http://bdb-2000.livejournal.com Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций