Рекламная машина Disney проделала отличную работу. “Трон: Наследие” на протяжении последних месяцев выглядел безоговорочным хитом, десертом на праздничном столе этого года, неизменяемой константой со значением “мне это обязательно понравится”. Ни у кого не было и мысли, что может дать слабину фильм, в котором сразу СТОЛЬКО ВСЕГО: и гениальная (чего уж там) группа Daft Punk с тематическим спецподрядом, и глубоко закрашенная Тринадцать из Хауса, и молодой Джефф Бриджесс (у которого, правда, в трейлере голова жила своей отдельной от тела жизнью, но в фильме это поправили), и, в конце концов, невероятно стильное и - что двадцать лет назад, что сейчас - смелое визуальное решение.
При этом ото всех довольно умело было скрыто, кто фильм снимал, кто его писал, кто в нем играл, и зачем они все это всё делали. На постерах не было имен, слоганов и вообще хоть каких-то определяющих векторов. Даже трейлер был бестолковой нарезкой, похожей на музыкальный клип. Мол, смотрите сами, какая у нас картинка стильная - как такое можно пропустить. Картина, чего уж там, и правда очень стильная.
В североамериканском прокате фильм в свой первый уик-энд собрал 44 миллиона, и представители Disney тут же отрапортовали: “Мы довольны сборами”. Когда “Аватар” со схожими производственными и рекламными бюджетами в эти же выходные собрал 77 миллионов, любители делать прогнозы предрекали громкий провал, но как все помнят, там роль сыграла нечеловеческая выносливость. Но в отличие от “Аватара” “Наследие” не хочется не то что пересматривать, а даже досматривать в первый раз. И даже несмотря на то, что хомячки с Кинопоиска (и прочих Афиш) настрочили сотни слащаво-положительных отзывов, у фильма не самый лучший сарафан и критика от умеренно положительной до уничижительной, причем вторую читать сильно интереснее. На выносливость, то есть, надежды не много.
Не то что бы Диснею было так важно, чтобы “Наследие” принесло сумасшедшие прибыли в кинотеатрах (другие тентполы студии накрыли собой уже все, что можно в этом году). Судя по всему, фильм снимали по маркетинговой технологии “Обитаемого Острова” - то есть, сразу понятно, что в плюс не выйдет, но потом ведь еще десять лет можно на видеоиграх, тетрадках, показах на ВГТРК Россия и игрушках зарабатывать. А для этого совершенно не важно, о чем кино - главное чтобы все рекламные площади сияли неоновой синевой и… оранжевизной.
Именно на этом моменте рушится филигранно выстроенный карточный домик “Наследия”. На понимании того, что фильм абсолютно обезличен. Это на 100% продукт, набор привлекательных характеристик по приятной цене, но не кино. Поэтому и снимать его начали, не имея за душой даже приличного сценария, пропустив этап творческого становления, полностью переложив его на плечи дизайнеров и художников.
В итоге получилась катастрофа - киберпанк без философии за душой. Голый утилитарный дизайн. История про движение из пункта А в пункт Б с диалогами, состоящими из разделенных точками и восклицательными знаками отдельных слов. Понятное дело, что из фраз “Быстрее!”, “Жми!”, “Пойдем!” хороших шуток не составишь, не говоря уже о том, что от такого длительного простоя головного мозга испытываешь почти физическую боль. Первые 40 минут недвусмысленно напоминают диснеевскую “Книгу Мастеров” - деревянный Иванушка с перманентной эмоцией на лице слезает с печки производства Ducatti, попадает в сказочный мир, где всё портит, но его спасают Тринадцать-самобранка и старик-отец, который двадцать лет медитировал на Толстого.
Как безлик сценарий, так безлико и действие. Красиво, иногда захватывающее, но зацепиться не за что - хватать воздух глотками от восторга не хочется. Даже близко этого нет. Как нет и хотя бы грамотно выстроенной драматургии. Тяжелое ранение тут же обрезается сухим “стабильна”, эпическая финальная битва за объект, которым все хотят обладать, заканчивается еще до своего начала. Предсказуемо скучные ходы лишены хоть каких-нибудь привлекательных деталей - фильм головой пробивает железобетонные стены штампов, не замечая возможностей повернуть или хотя бы найти дверь. “Трон” слишком серьезный, чтобы быть тупым, и слишком тупой - патологически, чтобы быть серьезным.
Хотелось бы, чтоб Disney в следующий раз нашли себе режиссера с яйцами, который бы покрутил у виска, когда ему дали снимать по такому сценарию. Хотя после того, что они сделали с яйцами Тима Бертона… Нет, не хотелось бы.