Признаюсь честно, та скорость, с какой было объявлено, что с Турцией начинают восстанавливать отношения, меня несколько шокировала. Для тех, кто еще не в курсе,
сегодня состоялся 40-минутный телефонный разговор между Владимиром Путиным и Рэджепом Эрдоганом, в ходе которого наш президент выразил соболезнования в связи с терактами в международном стамбульском аэропорту.
Согласно сообщению, выложенному на сайте президента: "Владимир Путин отметил, что полученное от Президента Турции послание создало предпосылки для того, чтобы перевернуть кризисную страницу в двусторонних отношениях и начать процесс возобновления совместной работы по международной и региональной проблематике, а также по развитию всего комплекса российско-турецких отношений."
Т.е. письмо Эрдогана, полученное накануне и вызвавшее столько разных толкований (толи писал извините, толи не писал), все-таки принято в качестве официальных извинений.
Ну а дальше, естественно, понеслось: "Российский лидер заявил, что поручит Правительству вступить в переговоры с соответствующими турецкими ведомствами, с тем чтобы восстановить взаимовыгодное двустороннее сотрудничество в торгово-экономической и других сферах. Отмечено также, что имеется в виду снять ограничительные меры относительно посещения Турции российскими туристами."
После знаменитых слов о том, что Турция нанесла удар в спину, сбив СУ-24, мне, как простому человеку, совершенно непонятно, чем же она искупила свою вину? Невнятными извинениями? Вряд ли. Путин проявил слабость? Или сентиментальность? Тоже вряд ли, т.к. до сих пор за ним этого не водилось.
Логичнее все же предположить, что возобладал какой-то расчет. Какой? Точно знает только сам ВВП. Я же могу только порассуждать на эту тему.
Вспомним, что Эрдоган последние недели настойчиво искал возможность восстановить отношения с Путиным. Это выражалось в его многократных публичных сообщениях о том, что он заинтересован в налаживании отношений. Это и его письменное поздравление с днем России, полученное накануне 12 июня. И, наконец, последнее письмо с "извинениями".
Зачем это Эрдогану? Потому что дела у него идут плохо. Всерьез шантажировать Евросоюз беженцами не удается. Евросоюз обещал выделить миллиарды евро, но явно не спешит это делать. Расширить территорию Турции за счет Сирии и Ирака тоже не получается. А тут еще и партнеры по НАТО, американцы, решили заигрывать со злейшим врагом - курдами. Торговля с ИГИЛ явно подорвана, хоть и не сошла полностью на нет. Теракты, ответственность за которые берет ИГИЛ, того и гляди, могут всерьез дестабилизировать обстановку в стране. А если ИГИЛ окончательно выдавят сначала из Сирии, а затем из Ирака? Куда ему бежать? Только в Турцию. На фоне всего этого экономические потери от снижения числа туристов и утрата такого партнера, как Россия, только усугубляют все проблемы.
В общем, куда ни кинь, везде - клин. На этом фоне восстановление отношений с Россией позволит, как минимум, облегчить экономические проблемы, и зафиксировать военное состояние на Сирийском фронте. Маленькое, но облегчение.
С Эрдоганом все понятно, а зачем это нам?
Во-первых, думаю, России невыгодно полное обрушение Турции как государства. Если это произойдет, на наших границах появляется еще одна точка хаоса. Возможно, даже похлеще, чем Украина.
Во-вторых, даже если не произойдет обрушение турецкой государственности, загнанный в угол Эрдоган может оказаться очень опасным и способным на радикальные поступки. Напомню, что турецкая армия - вторая по своей численности и мощи в НАТО.
В-третьих, ситуация в Сирии пока очень сложная. Сирийская армия в последние недели, мягко говоря, не блещет успехами. Даже как-то наоборот, ИГИЛ смогла оправиться после зимне-весенних поражений и начинает переходить в наступление. На этом фоне американцы угрожают начать бомбежки Сирийской армии. Думаю, тут есть шанс снизить накал обстановки, вступив в переговоры с Турцией.
В-четвертых, наверно, есть и внутриполитические мотивы. Напомню, что в конце мая на закрытом заседании президиума Экономического совета при президенте либеральный экономический блок в лице А.Кудрина и Б.Титова попросил президента о снижении геополитического противостояния, которое, по их мнению, не дает возможности развиваться экономике России, лишая ее иностранных инвестиций и технологий. Понимая, что от него требуют в первую очередь сдачи Крыма и Сирии, президент ответил, что не торгует суверенитетом страны. В этом смысле, восстановление торговых отношений с Турцией может расцениваться как некоторая попытка снижения накала геополитического противостояния с получением экономических выгод и без торговли суверенитетом.
При всем при этом, безусловно, нельзя забывать, что Турция уже один раз нанесла нам "удар в спину". Нельзя забывать, что Турция - давнишний Российский соперник, с которым наша страна вела не одну войну. Нельзя забывать, что Турция является членом НАТО. Нельзя забывать, что Турция занимает двусмысленную позицию по отношению к ИГИЛ: официально борется с этой организацией, на деле же ведет с ней торговлю, обеспечивает тыл, поставляет военных специалистов и т.д. И, наконец, нельзя забывать, что Турция сыграла не последнюю роль в недавнем конфликте в Нагорном Карабахе, а также претендует на Крым - в некоторых деревнях Херсонской области Украины уже сейчас людей с оружием, говорящих по-турецки, больше, чем украинцев.
Насколько оправданно окажется решение президента России не отвергать невнятные извинения Эрдогана покажет время.