Первые текста о спектакле "Как я съел собаку"

Apr 04, 2007 13:49

интервью для "Новой Газеты" - выложено в newdrama

Затянутый в узду неотложных дел пишу коротко и быстро, и пусть минуты жмут, как тесные ботинки Сальвадора Дали.
Понравилось. Но для приглашенного, который не платил за билет, это не больше вежливо брошенного "спасибо". Добавлю:
Я коллекционирую состояния безраздельного присутствия. Это когда, спрыгнув с крыльца школы, вдруг не можешь встать, и видишь свою ногу, выгнутую в неестественную сторону. Боли нет, она лишь волнами бьется по лицам очевидцев. Уши как ватой заложены шумом крови, но все слышишь. И вот проходит шок и накатывает первый вал боли… Эти секунды до и после. Когда ты уже не сталкиваешься с миром, ты - его неотъемлемая часть, вернее ты - весь мир. Это погружение в мир, как прыжок в море. Безраздельное присутствие. Таковы секунды (или секунда) перед раскрытием парашюта… Это (наверное) ощущает дзен-буддист перед тем, как услышать хлопок одной ладони. Эти мгновения перед и после оргазма… Когда надежда в отчаянии сдается на милость необходимости… Восторг быстрой победы в драке…
В театре я этого состояния раньше не испытывал. Но в эпизоде про кражу из "Матросского кафе" в спектакле Кости Демидова я ощутил себя и Виталиком и Илюхой и даже зря пострадавшим морячком. Ощутил до боли немеющих от мороза ушей. Нет, это не гипнотическая лажа, когда кажется что слова актера звучат твоим голосом, из твоей головы. Это безраздельное присутствие в каждом персонаже истории, в самой истории. Тяжелое ощущение, уж больно тесен тот мир. Но, даже осознав приятное возвращение в свой кубический осколок бытия, я сохраню это безраздельное присутствие, мне уже от него никуда не деться.
А потом мне есть с чем сравнивать. Я видел записи спектаклей "Как я съел собаку" в постановках Евгения Гришковца и Евгения Калакина. Присоединяя постановку Константина Демидова, рискну разложить на троих по алкогольной ассоциации. "КЯСС" Гришковца - рюмка холодной дорогой водки, бодрит и резво нагружает. "КЯСС" Калакина - мензурка выдержанной текилы, проскакивает игристо и стремительно, выносит в позитив и аромат держится долго-долго. "КЯСС" Демидова - стакан неразведенного абсента, с горьким запахом полыни и вкусом микстуры от кашля, медленно и верно накрывающий всеми своими патентованными 70 градусами и тунионом, который французы-импрессионисты держали за талант.
Вот только тема времени почти не раскрыта, а ведь оно идет, неумолимо и еще быстрее (быстрее) после пробуждения бывшего моряка в домашней кровати, после первого вала боли.

[Дмитрий Макаров]

Как Виталик съел собачку или «Матросское кафе»
Начнем с того, что лично для меня кулинарный аспект в этом спектакле никогда не был самым важным. Как-то раз Гришковец признался, что во время одного из показов даже забыл рассказать именно эту забавную историю. Хотя название подчеркивает смысл. Филолог - съевший пса, это суть иронии Гришковца.
Лаборанты «Костиного Дома» избрали другой путь. Ибо у них вместо Евгения был Виталик, который, хорошо это и ли плохо? - но служил на Русском Острове, в то же примерно время, что и автор текста, ныне титулованный театральный идол. То есть представился тот редкий случай, не только прочитать автора, но и прокомментировать с максимальной близости, его позицию. Мы смогли увидеть сотрапезников Гришковца. А это дорогого стоит!
Режиссер К. Демидов и исполнитель главной роли В.Данилов работали по новой, лично мне пока мало известной, теории сценического существования. Автор театрального ноу-хау.. Кокорин. Однако результаты лабораторных испытаний положительные. В весьма сжатые сроки режиссеру и актеру удалось обрести довольно правдивую интонацию, что не часто услышишь в провинциальных, да и многих столичных, театрах.

[Андрей Чернецов]

СПЕКТАКЛЬ СЕГОДНЯ




(подробнее...)

мнение, гришковец, КЯСС, анонс

Previous post Next post
Up