Анкоридж - Фэрбенкс

Dec 19, 2009 23:32


Давненько что-то я не писал о том, Где? Как? и Почему? То я оказывался в гуще событий, и было просто некогда, потом не было под рукой компьютера, и вообще я порой испытываю зависть к людям, способным часами сидеть за компом и при этом ещё чего-то из себя высиживать... Знаю, что надо писать чаще и короче, но вот именно этой сестры таланта мне пока и не хватает! :-)

Можете не беспокоиться, я никуда не пропал, всё просто замечательно, я вернулся обратно в Ном, и скоро, надеюсь до Нового Года, вернусь на Чукотку.

Итак, утром 8 ноября я улетел из Нома! И хотя Аляска Эйрлайнс - здесь монополист в перевозках между основными пунктами, на борту Боинга 737 было всего лишь человек 18 пассажиров... Один час сорок минут в полёте, и я шагаю к остановке рейсового автобуса в аэропотру Анкориджа! Здесь уже заметно теплее, чем в Номе, градусов на десять, и снег ложится намного позднее. Это самый большой город на Аляске, в котором сосредоточено без малого половина (280 тыс.) всего населения штата (680 тыс.), не являясь, меж тем, его административной столицей (Джуно). Тем не менее, некоторые госучреждения и депаратаменты всё равно расположены в Анкоридже.

По городу курсируют автобусы с номерами, доходящими до 75-и, но, судя по схеме, всего маршрутов едва ли более двадцати. Город кажется довольно крупным, не столько по населению, сколько по своей раскиданности, ввиду типичной для "одноэтажной Америки" частной застройки, но несмотря на это ориентироваться и перемещаться в нём для меня не составило труда. В аэропорту в информационном центре я получил бесплатную схему города, а затем, ткнув в неё пальцем, объяснил водителю автобуса куда я хочу попасть, и что я собираюсь поехать стопом в Фэрбенкс. Он отнёсся к моей идее адекватней ожидаемого и даже подсказал, где лучше всего выйти и начать стопить. Более того, он не заставил меня платить за проезд второй раз, поскольку этот автобус, доехав до центра города, продолжил движение уже по другому номеру маршрута. Вообще, проезд по городу стоит 1 доллар 75 центов, по этому имеет смысл сразу покупать у водителя проездной на весь день за 4 доллара и ездить с любым количеством пересадок.

Кстати, чисто для сведения, в газетной рекламе я случайно узнал, что есть прямой рейс Анкоридж -- Гонолулу: 285 долларов! (в один конец) Это же немногим больше половины цены Анадырь -- Ном (500)! Ном - Анкоридж - Гонолулу: 407. Эти цены заметно дешевле, чем здесь на местных авиалиниях, которые летают по национальным сёлам, например, слетать из Нома в Савунгу (о. Св. Лаврентия) туда-обратно будет стоить 436 долларов. Так что проще сразу на Гавайи, чем по западной Аляске! :-) Шучу, конечно, но доля шутки в этом -- примерно половина...

Сто миль на север от Анкориджа. Талкитна. То-ль город, то-ль деревня... Наверное, всё-таки деревня! Такая "классическая Аляска" с рубленными избами! Понятно, что делается всё это, а вернее, сохраняется в аутентичном виде из соображений туристического маркетинга, но признаю, смотрится весьма эффектно! А особенно с оглядкой на повальное распространение по всей Америке рамных деревянных конструкций с наполнением из стекловаты! Даже, в каком-то ракурсе напоминает нашу вологодскую деревню... Надо только, для полного сходства, предложить им обои поклеить, как у нас в деревнях делают! (Включая потолок! :-)

Новые дома продолжают строить так же, только уже из обпиленного с трёх сторон тёса так, чтобы снаружи стенка выглядела "кругляшком". А в качестве материала для стыков используется не мох, как традиционно принято у нас, и не пакля, а поролон! Да и в окнах стеклопакеты! Ух, технократы!!! Угол кладётся "в лапу" - самый простой метод, как и у нас при постройке дома из бруса. Причём делается это так, что концы тёса выпирают на разную длину с каждой стороны... (Типа "красяво") Но всё-таки углы некоторых изб пятидесятилетней давности, ныне приспособленных в основном под сувенирные лавки, были положены "в ласточкин хвост". Причём хорошим плотником. Вот такая деревня Талкитна. Но деревня красивая! А летом сюда доставляют туристов, оптом, в количестве, но сейчас "не сезон" -- по этому хорошо...

Здесь ещё совсем не было снега, в то время, как в Номе, уже ездили на снегоходах. Снег выпал ночью, но день выдался ясным, и свежий снег лишь усиливал яркость этого дня.

Увлёкшись фотографированием, я вышел на трассу лишь к половине четвёртого, реально рискуя не успеть доехать до Фэрбенкса к ночи. Но, как и предполагал, на этой пустынной, протяжённой трассе я взял проходящую сразу до места. Человек, который меня подобрал, занимался техобслуживанием закусочных Венди'с (он техобслуживал, а этих - нет... анекдот...) Так вот, "техпомощь" направлялась в Фэрбенкс, поскольку была единственной в своём роде на оба города. Быстро стемнело, быстро закончилась зона покрытия сотовой сети, крупными хлопьями повалил снег, закрыв американскую разделительную линию жёлтого цвета, встречное движение почти прекратилось, иногда, может, один раз в сто километров сквозь тайгу прорывались одинокие огни непонятных посёлков... повеяло родным запахом каменного угля... захотелось говорить по-русски...

Мы проезжали город Хили, крупное угольное месторождение, откуда, поверите ли, при здешнем холодном климате, уголь идёт на экспорт в такие страны, как, например, Япония! Дело в том, что на Аляске введён запрет на производство тепловой и электроэнергии сжиганием угля. И вообще, вся промышленность здесь реально стонет под гнётом зелёных. Но использовать уголь для отопления частных домов, понятно, запретить нельзя, что, конечно, значительно дешевле котлов на дизельном топливе.

Вы, наверное, воскикните: Что? Дизельное топливо? На нём же можно ездить!

Не верите? Реально! Здесь, отапливаются дизельным топливом! Это на севере то! Никакого центрального отопленя и в помине нет! Нигде! В каждом доме стоят свои автоматические котлы, а снаружи дома на возвышении установлены небольшие, до тонны - двух, ёмкости с топливом. Представляете, у нас бы, на Чукотке соляркой отапливались? На продукты бы уже точно денег не хватило!

Затем трасса взвилась в горы, пронеслась по мосту над глубокой долиной с незамерзающим бурлящим потоком на дне, и устремилась дальше на север... Лес заметно поредел, а лунный свет, прорвавшись кое-где сквозь облака очертил зубастый силуэт горного массива, нависшего над нами слева, а далеко справа он высветил заснеженные горные склоны окаймлявшие эту широкую долину.

Про глубокий каньон с бурлящим потоком я, конечно, узнал со слов водителя, который ездит в Фэрбенкс и обратно, наверное, каждый месяц... Равно как и о факте, что мы по левому траверсу проезжали мимо знаменитой на весь Мир горы Мак Кинли, самой высокой вершины Аляски. Всё это я увидел потом, на обратном пути.

В Фэрбенксе было резко холоднее, не столько потому что он находится на 580 миль к северу, примерно, на той же широте, что и Ном, но потому что он находится вглубине материка и климат здесь уже континентальный, как в центральной Якутии. В зимние месяцы, температура здесь может опускаться до -55 по Цельсию. Являясь вторым по величине городом Аляски, это, скорее всего, город студентов, ведь здесь располагается Университет Аляски Фэрбенкс. Существует ещё так называемый Университет Аляски Анкоридж, но здешний в определённых областях катируется выше. Город заметно отличается от Анкориджа по духу: здесь обитает какое-то ощущение либерализма и, если угодно, "европейскости"... Одно из первых впечатлений (помимо крепкого мороза) было большое количество народа в дредах, что проходило мимо меня, пока я прятался от мороза в супермаркете, дожидаясь, пока Света и Игорь заедут за мной. Согласитесь, такое явление не совсем обычно для консервативного американского общества, в котором все, зажав пальцами нос, погрузились в пучину выплат по ипотеке и автокредитованию и пускают там пузыри... Тем более на севере! Представьте себе, если-б в Анадыре, или нет, не в Анадыре, а, скажем, в Якутске каждый десятый бы ходил в дредах??? Тоже университетский город, между прочим, и далеко не самый последний! Так там в таком виде вообще на улицу не выйдешь, слишком вероятно, что непонимание окружающих, выльется в нечто намного большее, чем фраза "Я не лягу под стилягу"...

Света, показывая мне университет вдруг обратила внимание на необычное скопление народа возле одного из кампусов. Оказалось, что день моего приезда в Фэрбенкс случайно совпал с днём падения Берлинской Стены! Так вот, студенты и решили инсценировать её "падение"! Они водрузили во дворе нечто, похожее на стену из листов фанеры, сплошь испещрённую рисунками из баллончиков -- граффитти, и ровно в десять вечера всей толпой, под свои же восторженные вопли разломали её в щепки!

Света, часто бывающая на Чукотке, выразила своё пожелание поскорее разломать такую же стену в Беринговом проливе, посетовав на то, что для неё, с её американским паспортом, каждый раз это большая проблема -- получить пропуск в погранзону.

Игорь преподаёт здесь изобразительное искусство, а Света, проучившись здесь же несколько лет, посвятила себя антропологии и изучению народов севера. Оба они покинули Россию в раннем детском возрасте, жили с родителями в Чикаго и уже совсем здесь "обамериканились".

Погода на следующий день выдалась не сильно морозная. Света и Игорь, умчавшись по делам, оставили меня в своём доме, вплотную окружённом деревьями, расположенном далеко за городом, там, куда даже не доходит сотовый сигнал! Отдыхая после моих дорожных приключений, я проснулся поздно и, обнаружив себя наедине с их собакой по кличке Боря, решил его выгулять... ("Ну тебе сегодня, Боря, счастье привалило!" - Света.) Снаружи была просто какая-то зимняя сказка! Среди высоких деревьев, устремивших к небу свои оголённые ветви, медленно опускаясь к земле, хлопьями падал снег... И это был настоящий материковский широколиственный лес! Берёзы, осины и тому подобное! Это просто Ленобласть или Вологда! (Нет, в Подмосковье уже не бывает такой зимы...) Пусть, наверное, вас удивит моё восхищение самым обычным лесом, только я слишком долго, наверное не был на материке...

Сравнение с Вологодской областью подчёркивало ещё и полное отсутствие удобств в их доме, который ещё находится в стадии постойки, так что даже воду туда приходится завозить канистрами в багажнике авто.

Погостить у них мне довелось всего два дня: надо было возвращаться обратно в Анкоридж и в Ном, хотя меня настойчиво приглашали остаться ещё на некоторое время. Но ничего, я туда ещё приеду! Надо же когда-нибудь проехать по той самой дороге, которая ведёт дальше на север до самого моря Бофорта, до нефтяных разработок Прудхо Бей!

А думал я об этом, мчась обратно, на юг, сквозь лес, где снег лапами повис на ветвях елей, сквозь разыгравшуюся непогоду, превратившую всё вокруг в сплошную серую, непроглядную мглу, по скользкой трассе, намыленной непонятно откуда принесённым тёплым воздухом, где водитель длинномера, чуть было не сложившегося при подъёме в перевал, одевал цепи на колёса, а Роджер, водитель легковушки, в которой я ехал, рассказывал мне про эти места и про то, как часто он здесь проезжает на поезде, будучи... машинистом тепловоза! Оказалось, что из Анкориджа в Фэрбенкс каждый вечер, с небольшим интервалом отправляется два грузовых состава, которые минуют два других, идущих обратно, на каком-нибудь разъезде посередине пути. Основная масса грузопотока направляется из главного морпорта Вудиер, расположенного в неполных двухстах милях на юго-восток от Анкориджа, через Анкоридж в Фэрбенкс. А обратно в цистернах идёт нефть, добытая в Прудхо Бей.

В дополнение к этому, Аляскинская железная дорога --   это одна из главных туристических достопримечательностей региона. Летом пассажирский поезд здесь курсирует каждый день, а сейчас -- только раз в неделю. Билет от Анкориджа до Фэрбенкса стоит недёшево -- 167 долларов, что примерно равняется цене авиабилета.

В локомотиве грузового поезда прокатиться не получится, как об этом с лёгкостью можно договориться с машинистом электровоза где-нибудь на БАМе, сейчас у них слишком сильно ужесточились правила, как поведал мне Роджер. Он сказал, что за это увольняют сразу же, на месте. Но ничего, ведь всегда остаётся возможность прокатиться просто в вагоне товарняка, с ветерком. Только делать это, понятно, надо летом! Мне доводилось ездить зимой на товарняках, поверьте: это жёстко! Да и из-за ночного графика это лучше делать в период белых ночей.

Мы уже выехали из гор, когда совсем стемнело, замелькали частые огни посёлков, под колёсами зашуршала снежная каша, а затем расстаяла вконец, дорога расширилась, и поверх разделительной полосы, навстречу нам слепящим потоком лилась река огней машин, покидающих город в конце рабочего дня.

В этот вечер, к моему немалому удивлению, мне ещё предстояло совершить недолгий визит на базу ВВС США "Эльмендорф" в Анкоридже!

Дело в том, что перед тем, как устроиться на работу на железную дорогу, Роджер служил в ВВС США, являясь сотрудником службы безопасности аэродромных объектов, а сейчас, оставаясь в запасе, выполнял время от времени некие временные задания. С одного из таких он и возвращался из Фэрбенкс а и, воспользовавшись пропуском, решил закупиться продуктами подешевле.

Оказывается, что на американских военных объектах тоже существует свой "военторг" -- DeCA (Defense Commissary Agency), могу ошибаться, но я так понял, что они обслуживают именно базы ВВС. Так вот, с виду эта Дека ничем не отличается от обычного сетевого продуктового мегамаркета, собственно, таковым и являясь, только слишком уж  там мало народа для раннего вечера, слишком мало рекламы да и цены подемократичнее... Интересно только, а тётушки на кассах состоят ли на действительной военной службе или нет?

На въезде в базу два пропускных пункта, едва справляющиеся с входящим потоком машин (выезжающие следуют беспрепятственно), внешне они очень напоминают платилку при въезде на платную автостраду. Меня, сидящего на заднем сидении, скорее всего просто не заметили в темноте, а то, наверное, ему пришлось бы объяснять, что у него в машине делает гражданин страны -- потенциального противника. Как бы, дураку понятно предназначение этой авиабазы. Роджер предупредил, что могут потребовать предъявить удостоверение личности, хотя, стоит отметить, что правила здесь довольно либеральные: несколько месяцев назад на территорию базы позволили заезжать даже таксистам, чтобы военнослужащим и всем остальным не приходилось идти пешком до КПП. Данный запрет был введён после трагедии 11 сентября.

Внутри сразу же бросается в глаза наличие гражданских объектов: магазинов, банков и прочих сетевых франчайзингов разного назначения. Одноэтажные квартирные дома, в которых, как я полагаю, проживает офицерский состав, выглядят на одно лицо, как клоны. Многие из них состоят из нескольких квартир с отдельными входами, но все они невзрачной, серой окраски. Пространства между ними покрыты газонами, где "не валяется ничего лишнего". А на всех перекрёстках -- дорожные указатели необычного, коричневого цвета. Они установлены, наверное, чтобы таксист не заблукал, что вполне возможно, так как территория базы, отведённая под объекты социального назначения, огромна -- это как небольшой город.

Побыв в Анкоридже ещё три дня, я улетел обратно в Ном.

Костя Савва.

На фотки можно кликать мышкой, для того, чтобы открыть в полную величину...






























Previous post Next post
Up