Jun 28, 2012 17:28
Понаехавшие друзья делятся впечатлениями: были там и там, в Центральном Парке, у Центра Рокфеллера, на площади Времени, ели то-то, пили сё-то, веселились, гуляли, такси, клуб Распутин, Брайтон, круиз на яхте вокруг Манхеттена, что там ещё... ах да:
- Метро кошмарное!
На что я обычно отвечаю:
- Зато круглосуточное!
Действительно, если кому надо показать туристу загнивающий капитализм и страдающий рабочий класс - заведите его в июле в нуёрское метро. Здесь оно действительно subway, т.е. совсем неглубоко под землей, и значительная часть едет по метромостам, в отличие от европейского underground, в котором можно укрыться от ядерной бомбы. Почти все станции, за исключением близких к туристическому Манхеттану, выглядят печально: облезлые стены, заплеванные перроны. Слабые попытки украсить технические конструкции станций мозаиками, плиткой или рекламным плакатом "Людей в Черном -3" с пририсованными рогами. Романтических названий типа "Tagansko-Krasnopresnenskaya" у линий нет, только номера или буквы. Температура на станциях никак не контролируется, точнее, слегка контролируется дырками в потолке, выходящими на улицы и прикрытыми решетками (из тех, что сдули юбку у Мерилин Монро, и регулярно продолжают прокручивать подобные шутки с современными девушками). Зимой в метро холод, летом - сауна, ибо метро прогревается как суховская бочка из "Белого Солнца пустыни". В вагонах же кондиционер продувает до костей, поэтому опытный нуёрец летом по улице и метро ходит в маечке, а в сумке у него свитер - для вагонов. Без свитера по дороге посетить "сауну с прыжками в снег" успеваешь два-три раза, если с пересадкой. А что? Закаляйся! Эскалаторов тоже почти нигде нет, тоже очень полезно для здоровья. Бывают лифты для народа, но я ими не пользуюсь по гигиеническим соображениям.
Почти все станции устроены по принципу электричек - поезда в центре, перроны по сторонам. Будучи зелёным нуёрцем я часто пропускал свои станции, и по первости выходил на улицу, переходил на другую сторону, заходил опять (благо у меня проездной на месяц) и ехал обратно. Потом научился выходить чуть позже, но на таких станциях, где можно перейти с перрона на перрон не выходя на улицу.
Почему пропускал станции? Потому что поезда в метро бывают двух видов: экспрессы и со всеми остановками. Некоторые поезда всегда со всеми остановками, некоторые - вроде по той же ветке, но с другим номером и останавливаются раз в пять остановок. Несложное различие в номерах и цветах линий дает надежду, что разберешься и доедешь - однако, без сюрпризов не обходится. По выходным, ночам, и праздничным дням экспрессы становятся локальными, локальные становятся экспрессами, какие-то поезда вообще перестают ходить - об этом, конечно, можно узнать на сайте метро или из плакатов на стенах, по количеству информации не уступающих табло космолёта, но какой же воспитанный пионер читает что написано на стенах? Постоянно принимаю участие в сценках такого типа:
ТУРИСТ С ОШАЛЕЛЫМИ ГЛАЗАМИ Скажите!! Кто-нибудь!! Я правильно еду? Этот поезд останавливается на 110-й улице?! Я уже третий поезд меняю!!
ПАССАЖИРКА С ДЕТЬМИ Да, останавливается.
ИНОЧКИН Нет, не останавливается.
(турист готовится к катапультированию из поезда)
ПАССАЖИРКА С ДЕТЬМИ Нет, останавливается! Сидите, гражданин, не бегите никуда!
ИНОЧКИН Ну что вы говорите, не останавливается! Я в этом поезде каждый день езжу на работу!
ПАССАЖИРКА С ДЕТЬМИ А он сегодня по расписанию выходного дня, который перенесли с 25-го числа! Поэтому со всеми остановками!
И действительно, поезд останавливается на 110-й улице, турист со счастливым лицом выходит где нужно, а я, пристыженный, углубляюсь в "Зомби против растениев".
Иногда линии чинят (раз метро круглосуточное, то это делается и днем) или случается какой-нибудь несчастный случай. Тогда поезда тоже становятся экспрессами, или меняются местами: например, поезд номер 2 идет по маршруту 5, а номер 5 идет по маршруту 2 - тому, кто объяснит мне смысл этой перестановки, я лично ставлю пиво в любом баре Манхеттена. Иногда поезда совсем перестают ходить, если это сделано по плану и с умыслом - то с новоиспеченной конечной пускают маршрутный автобус по траектории линии метро, который тоже бывает двух видов - со всеми остановками или экспресс, чтобы держать пассажиров в тонусе. В поезде с измененным маршрутом начальник поезда, пытаясь облегчить участь пассажира, как правило, трубит что-то невразумительное по громкой связи. Оптимисты остаются сидеть как сидели, и начинают переспрашивать друг друга: "А чего это он сказал? Чего?" Кто-то услышал слово "экспресс", кто-то услышал слово "не останавливается", и общими усилиями оптимисты восстанавливают содержание объявления и планируют дальнейшую поездку. Пессимисты же моментально выпрыгивают из вагона, ибо раз машинист чего-то объявляет, то значит этот поезд до хорошего не довезет.
Я все жду, когда же они наконец всё починят, может, тогда останутся деньги на покраску столбов на станциях - ан нет, как только починили голову станции А, - утонул хвост у станции С, только вытащили хвост у станции С - отваливается голова у станции F, а там глядишь опять надо чинить голову станции А. Впрочем, пускай лучше чинят станции, а ржавые столбы я переживу, мне же ехать, а не шашечки.
Поезда ходят раз в 5-10 минут, в зависимости от времени суток. Ночью перерыв может быть и по 40 минут - на станции собирается куча народу навеселе, все дружно набиваются в вагоны, допивают там у кого что есть, поют, веселятся, в общем, трезвому человеку в таком вагоне будет неуютно, поэтому трезвые по ночам в метро не ездят. Если ездят - то только в вагоне с кондуктором. Этот такой специально обученный дядя, который открывает и закрывает двери и делает те самые неразборчивые объявления. Он сидит в кабинке одного из средних вагонов состава, и машинист нуёрского метро скучает в первом вагоне один.
Последние пару лет нуёрское метро стали компьютеризировать. На станциях развесили табло с указанием времени, через которое придет поезд. Эти табло в комбинации с парой приложений для айфона сильно облегчили мою жизнь, и я теперь как крыса в лабиринте, нахожу оптимальный путь с одного поезда на другой, перепрыгиваю с экспресса на локальный, сажусь в вагон ближе к выходу, оптимизирую перемещение как могу (в Манхеттане остановки расположены довольно тесно, и иногда бывает проще выйти на улицу, чтобы пересесть на другую линию, чем долго кататься на поездах до нужных пересадок).
На многих станциях людей из кабинок по продаже билетов вынули (автоматы поставили), а на станциях - развесили видеокамеры. Видеокамеры - это отлично, однако нуёрцы поначалу возмущались, потому что если что, видеокамеры, в отличие кассиров на станциях, не смогут вызвать полиционера. На что начальники метро ответили, что могут оставить людей в кабинках, но проездной на месяц будет не 104 доллара, а гораздо больше, и нуёрцы поуспокоились.
Искусство ездить в метро у нуёрцев отсутствует. Вагоны редко бывают забиты под завязку, поэтому навыками "проходить в середину вагона", "переместиться к двери если выходишь на следущей остановке", "спросить выходят ли перед тобой" нуёрец не владеет. Он может спокойно стоять посреди дверей, иногда даже с детской коляской, и удивленно взирать на других, пытающихся пролезть внутрь. При этом толкаться и хамить нельзя - смешают с грязью как презренную свинью. Пропустить, конечно, пропустят, но будут долго перемещаться, пропускать, выходить, опять заходить, извиняться - все это наблюдает терпеливый кондуктор, и ждет, ждет, ждет, когда наконец-то можно будет закрыть двери. Место уступать здесь тоже не обязательно - хотя неоднократно наблюдал как люди уступают его другим, например, людям с сумками или просто сильно уставшим. Пол и возраст ни уступающих, ни тех кому уступают при этом почти никакой роли не играет.
Опытный нуёрец по Манхеттану ездит на метро даже если работает у Дональда Трампа заместителем. Потому что так быстрее. Частенько натыкаюсь в на трейдеров в костюмах от Армани, едущих на метро от офиса на улице Стены до парковки на окраине города, в одной руке чемоданчик, в другой - обед в пластиковой коробочке, и они его быстренько жуют, третьей рукой держась за поручень. На нуёрском метро всегда и в любое время суток можно доехать куда угодно. На перекладных, на замещающих автобусах, на медленных поездах со всеми остановками - но вы доедете. Одна парочка моих приятелей ехала ко мне домой ночью из клуба 4 часа, при том, что обычная дорога занимает минут 40-50. В связи с ремонтом линии поездов их высадили на улицу и пересадили в автобус, где они пьяненькие заснули, доехали до конечной, где их пересадили на обратный автобус, где они опять заснули, и проснулись у пункта отправления; с третьей попытки, тем не менее, доехали.
Обычные нуёрские автобусы принадлежат той же компании, что владеет метро - MTA, и их маршруты устроены довольно логично. Как-то раз я попал в метроаварию, и пока народ давился на станции не хуже чем на похоронах Сталина, вылез наружу, как говорится in the middle of nowhere*, проконсультировался с айфоном, и через полчаса с помощью трех автобусов доехал до дома (в автобусах, кстати, нужно нажимать желтую полосу (почему-то не кнопку), если хочешь выйти - а то хрен остановится, так что определить где нужная остановка нормальному понаехавшему можно только с помощью GPS в телефоне).
Было бы круто, если бы телефон и интернет работали прямо в метро - но это все пока только в зачатке, так что если уж застрял в лапах паука подземки, то звонок другу не поможет - придется вылезать наружу. В общем, будете у нас на нуёрщине - отнеситесь к поездке на метро ответственно :)
* - в какой-то жопе
nyc,
subway