Еще на новогодних праздниках смотрела Kremlin Gala на Культуре, ко мне подошла жена брата и после пары просмотренных номеров (надолго же хватило человека) сказала, что она бы никогда в жизни не пошла бы в театр на балет, даже если бы ей заплатили. Скорее всего, она так сказала лишь для того, чтобы я переключила канал, но меня все равно поразила сама мысль, что кто-то может НАСТОЛЬКО не любить балет. Я знаю, такие люди есть, но в моем ближайшем окружении их мало, мне не приходится с ними общаться и я пребываю по собственной воле в наивном убеждении, что балет любят все.
Единственное разумное объяснение, кототоре я смогла найти этому явлению, что "нелюбители" балета не любят танец как движение и еще в буквальном смысле слова не понимают балет. Не знают, что балет можно и нужно понимать.
За большинством балетных движений скрывается смысл, и не какой-то там абстрактный или лирический смысл типа "ах, жизнь боль и отчаяние", а вполне конкретный суровый и практический смысл, начиная от "отойди/подойди" и заканчивая "он сделал мне предложение", "пойдем танцевать" и прочее. И когда этот смысл начинаешь понимать, когда можешь "читать" балет, тогда возникает востроженное ощущение, будто ты выучил новый язык. Я помню, как в детстве я с трудом пробиралась через дебри балетного смысла, я даже не знала, что он там есть, балет для меня был праздником бессмысленного танца, костюмов и декораций, но сейчас для меня язык балета почти что естественен и я с ужасом замечаю, как Иван, самоотверженно посещающий со мной балетные спектакли, часто смотрит на сцену непонимающим взглядом.
Он не любит настолько само танцевальное движение, чтобы наслаждаться только им, и он еще не понимает балет также хорошо, как, например, драматические спектакли, чтобы спокойно понимать связь и логику действий. происходящих на сцене. Хотя, после двух просмотров Щелкунчика он делал успехи, даже мне пытался объяснить устройство мышиных сабелек и сетовал, что у мышинного короля такая маленькая роль.
После того, как в моей голове стали складываться цельные смыслы балетов (не только то, что написано в либретто, но и как бы голоса, которыми я про себя озвучиваю персонажей, танцующих на сцене), я поняла, почему фанаты балета смотрят по 5-10 спектаклей подряд с разными исполнителями главных партий. Это как-будто читать одну и ту же книгу, но в разных переводах. Разная подача, разные акценты, иногда до разного смысла даже доходит. В одном и том же спектакле можно копаться до бесконечности и каждый раз, с каждым новым солистом находить новые грани.
И именно поэтому я так люблю, когда на уроках репертуара ИС углубляется в смысл балетных движений. Это такой синхронный перевод языка тела в человеческую речь. Иногда она подолгу объясняет одно движение, а иногда начинает двигаться сама, слегка намечает в зале какую-то партию и параллельно озвучивает все то, что в этот момент руками и ногами должна "говорить" на сцене балерина. Это просто УХ что такое!
В общем, имейте терпение любить балет и он откроется вам невероятным миром :)