Родезийская импровизированная 37-мм пусковая установка

Sep 20, 2020 18:07




Известное фото, на котором запечатлена машина Unimog подразделения Selous Scouts. У правого борта кузова автомобиля смонтирована 6-ствольная пусковая установка 37-мм неуправляемых авиационных ракет. Эта или такая же машина под командованием майора Selous Scouts Берта Сакса (Bert Sachse) участвовала в операции Virile, проведенной родезийцами в ноябре 1977 г. на приграничной территории Мозамбика. Andrew J. Balaam в книге "Bush War Operator. Memoirs of the Rhodesian Light Infantry, Selous Scouts and Beyond" приводит следующий комментарий к фото: "Unimog with home-made mounted SNEB (white phosphorus) and armour-piercing rocket launcher", понимать который следует так: пусковая установка изготовлена кустарно, в качестве боеприпасов применяются ракеты SNEB с белым фосфором и бронебойные, при том, что ни "бронебойные", ни  "фосфорные" 37-мм ракеты SNEB ранее известны не были.

SNEB (или S.N.E.B., акроним от наименования предприятия Societe Nouvelle des Etablissements Brandt) - семейство неуправляемых авиационных ракет (НАР) французского производства, включающее ракеты калибров 37, 68 и 100 мм. В своём классе ракеты SNEB 68 являются наиболее распространенными в "свободном" мире и одними из лучших по совокупности боевых качеств.
SNEB37 - это 37-мм неуправляемая авиационная ракета с твердотопливным двигателем, разработанная по государственному заказу инженером Технического отдела армии Франции (Section technique de l'Armée) Шарлем Жозефом Лунати (Charles Joseph Lunati) на базе ракеты SNEB 68 с сохранением неизменными принципиального схемы и конструкции узлов в целом. Производство ракеты с фугасной боевой частью (tete type 7) было начато в 1956 г., позднее была разработана осколочно-фугасная боевая часть. Десять лет спустя 37-мм ракеты уже считались устаревшими, ввиду чего их производство во Франции было прекращено, и к началу 1990-х эти ракеты полностью вышли из употребления.


Упрощенная реконструкция внешнего вида 37-мм ракеты SNEB с фугасной боевой частью. Ракета скомпонована со срединным расположением ракетного двигателя, несущего головную часть и стабилизатор. Головная часть оживальной формы присоединятся на резьбе к передней заглушке корпуса двигателя. Корпус двигателя выполнен их тонкостенной стальной трубы, в передней части которой нарезана внутренняя резьба для крепления передней заглушки, а в задней части трубы круговым обжимом закреплен стабилизатор с осевым соплом и восемью раскрывающимися перьями. В транспортном положении перья стабилизатора сложены поверх сопла и зафиксированы поддоном с закрепленной на нём пластмассовой стяжкой, закрывающейся на шпенёк (перед заряжением ракеты в пусковое устройство стяжка удаляется). Корпус двигателя условно герметичен; сопло закрыто резиновой пробкой с центральным отверстием, через которое на контакт в поддоне выведен провод от электровоспламенителя. Электровопламенитель размещен в передней части осевого канала шашки баллиститного ракетного топлива. Наружная поверхность шашки, включая торцы, флегматизирована (бронирована) для предотвращения горения, которое происходит только по поверхности канала шашки, имеющего в сечении форму звезды. По такой схеме топливо горит изнутри, по сути - топливная шашка сама является камерой сгорания и термическое воздействие на корпус двигателя минимально и кратковременно.
37-мм ракетами вооружались вертолеты французского производства и различные лёгкие самолёты, в том числе- учебные. Подвесные пусковые устройства (блоки) двух типов производства французского концерна MATRA представляли собой пакеты из 18 (lance-roquettes Type 181) или 36 (lance-roquettes Type 361) гладкостенных пусковых труб, собранных в пучок и помещенных в лёгкий цилиндрический кожух, закрытый с торцов трубными решетками. В 1950-1970-х годах НАР SNEB 37 имели применение в ходе локальных военных конфликтов на африканском континенте, в частности- применялись французами в ходе войны в Алжире и португальскими ВВС в ходе Колониальной войны. SNEB 37 французского, а затем и собственного производства, состояли на вооружении ВВС ЮАР. В составе ВВС Родезии ракетами SNEB 37 и блоками MATRA вооружались
  • истребитель De Havilland Vampire T11,
  • учебные самолёты Provost T52 и SIAI-Marchetti SF.260,
  • грузопассажирские Reims-Cessna F337G (Lynx) и Aermacchi AL-60F-5 Trojan.


Cessna F337G (Lynx) ВВС Родезии. 37-мм ракеты на переднем плане слева и справа перед самолетом. Четыре бомбы с адскими бивнями- mini-Golf bomb.
Эффективность применения 37-мм ракет в буше была оценена родезийцами как низкая. При падении головная часть ракеты заглублялась в грунт и только затем взрывалась, из-за чего снижалось как фугасное действие боеприпаса, так и осколочное, и без того невысокое. Пилот с трудом мог оценить точность стрельбы, т.к. разрывы ракет были плохо различимы с высоты. С предложением модернизации имеющихся ракет выступил Питер Петтер-Бойер (Peter J.H. Petter-Bowyer), офицер 4 эскадрона ВВС Родезии, базировавшегося на Thornhill Air Force Base близ г. Гвело.


Питер Петтер-Бойер (1936-2013 rг.), уроженец г. Солсбери, Родезия. В 1957 году вступил в ряды Королевских ВВС Родезии, пилотировал различные самолеты и вертолеты. Активно участвовал в боевых действиях на протяжении 13 лет, внёс вклад в разработку тактики ведения боевых действий в воздухе, включая методы визуальной разведки. Сыграл важную роль в разработке и производстве ряда образцов авиационных боеприпасов, таких как авиабомба Mk 2 Fragmentation bomb (Alpha bomb), авиабомбы "Проекта Гольф" (Golf bomb и mini-Golf bomb), напалмовая бомба (Frantan), модернизации 37-мм ракет SNEB, и др. Находясь в звании капитана группы, соответствующему званию полковника в сухопутных войсках, занимал руководящую должность в Объединенном оперативном штабе, в процессе прекращения огня в Родезии был назначен комиссаром для непосредственного взаимодействия с командованием Британских Наблюдательных Сил и военными лидерами ZIPRA и ZANLA. В 1980 году, с приходом к власти Роберта Мугабе, Петтер-Бойер ушел в отставку. Иммигрировал в ЮАР, где продолжил работу в сфере разработки авиационных боеприпасов. В 1986 г. на вооружение ВВС ЮАР была принята кассетная авиабомба CB470,  в которой в качестве боевых элементов были использованы модернизированные Alfa bomb, разработанные Петтер-Бойером в Родезии в начале 1970-х и состоявшие на вооружении ВВС Родезии. Позднее проживал в Норфолке, Великобритания. Написал автобиографическую книгу "Ветры разрушения" (Winds of destruction), изданную в ЮАР и Канаде.
В середине 1970-х имеющиеся в распоряжении ВВС Родезии 37-мм ракеты были модернизированы в ходе реализации "Проекта Браво", имевшего целью создание "маркерного" авиационного боеприпаса для пристрелки и целеуказания: в ракету между двигателем и головной частью была добавлена проставка из алюминиевой трубы, содержащая 200 г белого фосфора в герметичном латунном цилиндре. Расчетная длина проставки ок. 6 дюймов или 150 мм без учета наружной резьбы, расчетная масса снаряженной проставки 300-350 г. Баллистика модернизированной ракеты изменилась относительно штатной, но настолько незначительно, что пилоты могли корректировать стрельбу простым выносом точки прицеливания. Подрыв "маркерной" ракеты давал облако густого белого дыма, хорошо различимое на удалении.



Единственное известное мне фото с модернизированными родезийскими SNEB 37.
Не останавливаясь на достигнутом, рабочая группа под руководством Петтер-Бойера в рамках "проекта Дельта" модернизировала 37-мм ракеты, оснастив полноценной осколочно-фугасной боевой частью из такой же проставки, как у "маркерной" ракеты, но изготовленной из низкоуглеродистой стали и содержащей ок. 180 г смеси RDX/TNT. Расчетная масса снаряженной проставки 450-500 г. Все работы по модернизации боеприпасов проводились в "Строении F" авиабазы Thornhill. Боевые части ракет снаряжались заливкой расплава взpывчaтoгo вeщecтвa, при производстве которого использовался, в том числе, выплавляемый из трофейных боеприпасов тpoтил.
Испытания показали, что более тяжелые (форсированные) 37-мм ракеты летели заметно медленнее более легких дымовых "маркеров", но были столь же стабильны на траектории, а по эффективности осколочного действия и фугасному действию значительно превосходили стандартные SNEB 37. "Форсированная" ракета получила прозвище "Long Tom". В последующие 3 года были модернизированы тысячи единиц ракет.


Упрощенная реконструкция внешнего вида 37-мм ракет: 1-стандартная ракета SNEB37 с фугасной боевой частью, 2- "маркерная" ракета с белым фосфором, 3- "форсированная" ракета Long Tom rocket с осколочно-фугасной боевой частью увеличенной мощности.
Именно с такими ракетами в импровизированной 6-ствольной пусковой установке на борту одного из Unimog, колонна "скаутов", презрев учение марксизма-ленинизма и его последователей, в ночь с 26 на 27 ноября 1977 г. пересекла границу Родезии и Мозамбика. В составе колонны находились бронеавтомобили и грузовые автомобили, перевозившие 12 тонн взрывчатки. Вся техника имела стрелково-пушечное вооружение, часть машин несла минометы. Целью операции Virile было разрушение пяти автомобильных мостов в приграничных районах Мозамбика для лишения боевиков ZANLA возможности перехода границы с использованием техники. Попутно должен был быть уничтожен весь моторизованный транспорт в районе проведения операции. В течение светового дня действия "скаутов" поддерживались с воздуха самолетами и вертолетами ВВС Родезии, 37-мм 6-ствольная ракетная установка применялась для указания целей пилотам. Поставленные задачи были выполнены к 30 ноября, после чего "скауты" отошли на территорию Родезии (исторические фото колонн, которыми родезийцы набегали на противника, можно посмотреть, например, здесь: https://johnwynnehopkins.wordpress.com/2015/03/page/2/ и далее в блоге).

Источники:
  1. "Bush War Operator. Memoirs of the Rhodesian Light Infantry, Selous Scouts and Beyond" by Andrew J. Balaam,
  2. "Counter-Strike from the Sky: The Rhodesian All-Arms Fireforce in the War in the Bush, 1974-1980" by R. T. Wood,
  3. "Winds of Destruction" by P.J.H. Petter-Bowyer.

rocket launcher, 37mm, sneb, 1970s, petter-bowyer, rhodesia

Previous post Next post
Up