Недавно побывал на собрании Литературно-исторического клуба, посвященного философии Древнего Китая (
http://svao-moskva-eot.livejournal.com/6604.html).
Докладчик, долгое время проживший в Китае и читавший знаменитые трактаты Сунь Цзы, Конфуция и Лао Цзы в оригинале, рассказывал об особенностях оригинального китайского текста, историческом контексте эпохи, в которой жили их авторы, и, конечно, об основных идеях, высказанных ими в своих книгах.
Общим в философии Конфуция и Лао Цзы можно назвать то, что для них обоих все лучшее, светлое было позади, в том "золотом веке", когда Китай был могуч и един, и его не раздирали междоусобные войны, свойственные периоду "Вёсен и осеней", на который пришлась жизнь этих двух философов. Т.е. и для Конфуция, и для Лао Цзы развитие как движение от несовершенства к совершенству, движение по восходящей, было, как минимум, проблематично. Лао Цзы вообще отрицал развитие, проповедуя стремление к естественному, отрицание и неприятие придуманных концепций и отсутствие форм; во всем виноват отход от Дао, а что такое Дао - это большой вопрос, потому что оно не может быть выражено словами и т.д. Конфуций, наоборот, подчеркивал, что крайне важно давать всему правильные имена, что "благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять. В словах благородного мужа не должно быть ничего неправильного". Хотя в случае с Конфуцием интуитивное восприятие тоже очень важно, все же его идеи больше поддаются рациональному анализу и не противостоят развитию так, как идеи Лао Цзы.
Также интересно то, что философия Древнего Китая была обращена исключительно к самой Поднебесной и не интересовалась другими народами и странами.
В целом эта встреча была хорошим введением в китайскую философию, которая помогла мне по-новому взглянуть на великую классику древнекитайской философии.