Наконец-то нашелся смелый человек, который был готов рассказать о проблемах и перспективах (а точнее, бесперспективности) управления культурой как бизнесом? - директор Теавтра Пушкина Петр Аникин.
- Во всем цивилизованном мире управление искусством - это особая отрасль и вполне себе бизнес. В России мало кто вообще способен рассказать об опыте управления театром как о бизнесе. Наверное, потому что опыт не блестящий. Но возможно ли в наших условиях создавать полноценные самоокупаемые театральные проекты?
- Когда говорят об успешных театрах, закономерно вспоминают МХАТ и «Ленком». Но при всей своей коммерческой состоятельности это театры государственные, и они получают серьезную поддержку из бюджета.
Если говорить о том, возможен ли частный драматический театр в России, - я не вижу положительных примеров. И здесь несколько проблем. Во-первых, репертуар. Чем больше героев в пьесе, тем выше затраты на производство спектакля: нужно шить костюмы, строить декорации. И вся мировая классика сразу же оказывается в мусорной корзине, потому что это многофигурные пьесы. Экономически выгодно играть небольшие, дешевые в производстве спектакли, какие‑нибудь легкие пьески с тремя-четырьмя персонажами, которые можно ставить в минимальных декорациях.
Во-вторых, труппа. Актерам нужно платить зарплату, а с нее платить налоги, поддерживать уровень жизни и занятость, иначе они разбегутся. Можно поступить иначе: приглашать актеров из других театров. Но тогда придется подстраивать прокат под репертуар этих театров.
Третья проблема - помещение. Содержать собственное здание - удовольствие дорогое, и это не только коммунальные расходы, но еще и оборудование сцены. Вариант - арендовать недорогие площадки. Но они, как правило, мало приспособлены именно для театральных постановок, неудобны и актерам, и зрителям. Итак, у нас небольшая пьеса, приглашенные актеры и арендованная сцена. А ведь классический театр - это не только сцена и гримерки. Это костюмерные, реквизиторские, столярные цеха и так далее, гигантская инфраструктура.
Что получаем на выходе? Антрепризу. Да, это нормальная форма существования театра, позволяющая заработать. Но только антрепризой обойтись невозможно. Все‑таки у государства есть определенная культурная и образовательная политика, значит, нужны и другие постановки. Выходит, государство должно содержать театры, выполняющие заказ в рамках госполитики без перспектив заработать.
Когда началась перестройка и новое наше государство рождалось в муках, было много либеральных деятелей, которые кричали: «Надо отдать все на откуп рынку, чтобы театры сами зарабатывали!» Даже Хлопонин одно время болел такой идеей. Да, давайте отдадим все на откуп рынку, но тогда билеты в драматический театр будут стоить 5000 рублей. И мы потеряем и зрителей, и театры, и культуру.
В столичные театры в основном ходят приезжие. Там огромная проходимость, каждый день в зале новые лица. Да просто посмотреть Большой театр изнутри - это уже приключение! Думаю, у нас после реставрации тоже первая волна зрителей будет из желающих посмотреть, что же теперь такое театр Пушкина. Но даже эти легендарные театры дотируются.
В Европе национальные театры получают помощь из бюджета - как Шекспировский театр в Англии, например. Есть муниципальные театры, которые тоже получают свою часть дотаций. В Штатах другая система - там много налоговых льгот и очень развита благотворительность. Тебя не примут в обществе, если ты не жертвуешь на культуру или другие социальные проекты. Там существуют фонды, поддерживающие искусство, у нас же пока этого нет или только-только зарождается.
остальное - по ссылке.
Статьи