Меня глубоко впечатлил этот фильм.
Click to view
Я этого не ожидала.
Дело в сюжетном повороте, который происходит ближе к концу. Лучше всего - посмотрите фильм сами, ну а если вам жаль 45 минут времени и лень вслушиваться в шотландский акцент, ловите мои спойлеры.
!!!!!СПОЙЛЕРЫ!!!!!
!!!!!СПОЙЛЕРЫ!!!!!
!!!!!СПОЙЛЕРЫ!!!!!
vvvvvvvvvvvvvvvvv
Фильм - документальный. (?)
Родившийся в Глазго Кэмерон, едва научившись говорить, начинает рассказывать матери о своих "воспоминаниях": будто бы раньше он жил на острове Барра с другими мамой и папой, братьями и сёстрами, а потом "провалился в яму и упал" к ней в новую жизнь. Сначала она не придаёт большого значения этим словам, принимая их за фантазии, но проходят месяцы и годы, а тема прошлой жизни никуда не уходит, воспоминания только обрастают деталями. У нас был одноэтажный белый дом на берегу моря, сообщает Кэмерон, и оттуда было видно, как на берег садятся самолёты. Папу звали Шейн Робертсон, он умер, его сбила машина. Братья любили играть на берегу с чёрно-белой собакой. Кэмерон всё время просится на остров Барра, говорит: "я - мальчик с острова Барра" и жалуется, что очень скучает по "той" маме. Вам уже жутковато? Так и должно быть.
Примерно на этом этапе в фильме появляются "
психиатр из университета Вирджинии, специалист по детским воспоминаниям о прошлой жизни" и американский мальчик Гас, уверяющий, что он уже жил на Земле и приходится сам себе дедом. И всё это - под гнетущие скрипы и стоны китов в качестве саундтрека (убейте кто-нибудь композитора апстену). В общем, начинается расследование в духе классической мистики-загадочных-тайн и газеты-Оракул. Вместе с психиатром мама и Кэмерон едут на остров Барра искать тот самый дом и следы семьи Робертсонов в местном архиве. И они их находят.
По всей видимости, воспоминания Кэмерона относятся к 1960-м-70м годам, так что большинство членов "той" семьи ещё живы, хоть и не живут больше на острове. В их доме живут другие люди. Съёмочной группе любезно разрешают зайти. Но, только ступив на порог пустого дома, мальчик, сиявший от счастья с самого приезда на остров, сразу замолкает и выглядит крайне подавленным. О своих чувствах он не говорит ничего. Его тревожность нарастает, когда мать сообщает ему о намерении встретиться с Джилли Робертсон. Они едут на встречу вместе. И вот где-то здесь и случается сбой.
Дело в том, что между реальностью и "воспоминаниями" Кэмерона обнаруживаются серьёзные расхождения, наряду со столь же явными сходствами. Робертсоны действительно любили проводить лето на острове Барра, чёрно-белой собакой владели, дом чертовски похож, вид на море есть, самолёты садятся, но никакого Шейна в семье никогда не было, и никто из мужчин не погибал под колёсами автомобиля. Дети в семье тоже не умирали. Джилли выказывает большое участие и с готовностью рассказывает всё, что помнит, показывает семейные фотографии, но места для Кэмерона во всём этом - нет. Фильм заканчивается как бы мажорной нотой: Кэмерон с мамой кормят птиц под закадровый комментарий, что, мол, мальчик больше не вспоминает остров Барра и не говорит о своей "прошлой жизни"; мол, наша поездка поставила для него точку в этой теме и теперь он стал спокойней.
Вот эта "точка" меня и разбередила. На мой взгляд, это была вовсе не точка. Это болевой узел, вокруг которого, скорее всего, завьётся клубок неиспытанного катарсиса, страха, мучительных чувств, разочарования, горечи, сомнений, молчания и недоверия.
Схожесть картинок из памяти Кэмерона с фотоальбомом Робертсонов вызывает тревожное чувство. Тут хочется катарсиса. Хочется, чтобы, как в газете-Оракул, в ребёнке признали погибшего брата (отца, деда, сына) и две семьи счастливо сдружились. Или чтобы выяснилось (как это приличествует научпопу, под который этот фильм слегка косит), что у Кэмерона - расстройство личности, или расстройство памяти, какое-то психическое нарушение или странная, пусть даже малоизученная, но известная особенность развития. Или, на худой конец, что Шейн Робертсон - просто где-то услышанное имя, а Барра снится ребёнку в навязчивых снах, потому что... (вставить рациональную причину). Но ничего этого нет. Подобно тому, как идёт трещинами реальность Кэмерона, под самый конец фильма в нём ломаются схемы мистического триллера, бульварной запредельщины, народного научпопа. Он вдруг становится драмой взросления, страшной и недописанной. Единственное, что я вижу в конце - ребёнок замыкается и оставляет свою любимую тему. Возможно, он больше не уверен в своих воспоминаниях. Или, может быть, ему больше нечего сказать. Он и хотел бы выяснить, что это значило, но чувствует опустошение и отвращение ко всему, что раньше вызывало ностальгию и чувство счастья. Эта жизнь на острове Барра, о которой он столько мечтал, эти родные люди и веселье, всё оказалось не таким, неродным, будто бы сыгранным незнакомыми актёрами - и к счастью нельзя прикоснуться, оно за стеклом и оно не такое, у него чужое лицо. И его самого исключили из этой истории, будто он и не жил. Какая же природа его воспоминаний? Откуда они в голове? Если его воспоминания нереальны, значит ли это, что он сумасшедший? Если не было жизни на острове Барра, значит ли это, что нет жизни после смерти? Он просто попадёт в кромешную тьму?
По-моему, молчаливое кормление птиц - не (только) конец, а начало большой тоски.