Пятое колесо в системе здравоохранения

Dec 23, 2015 12:31

Страховые компании тянут из россиян деньги и здоровье
Система обязательного медицинского страхования становится убыточной. Дефицит фондов ОМС растет, и если его не покроют в ближайший год, россиян просто не на что будет лечить. Между тем миллиарды рублей из средств налогоплательщиков оседают на счетах страховых компаний. Как показал опыт последних лет, медстраховщики - это не только лишнее, но и вредное звено в системе госздрава, которое нужно удалить.

Изначально страховые компании включили в цепочку финансирования системы здравоохранения в качестве посредников по приобретению медицинских услуг и своеобразных контролеров их качества. Предполагалось, что страховщики выберут медучреждения, которых будет спонсировать государство (а точнее, его граждане), причем на основе тщательного анализа количества и качества предоставляемых ими услуг. Таким образом, они должны были способствовать развитию конкуренции между бюджетными медучреждениями и, соответственно, повышению качества их работы.

Но на деле получилось не так красиво, как выглядело на бумаге. Оказалось, что заставить больницы и поликлиники конкурировать на рыночной основе практически невозможно, а ожидать от страховщиков действительно ответственного подхода к столь неприбыльному делу, как честное обслуживание интересов миллионов россиян, наивно. «Как врач общей практики, который работает в поликлинике, могу сказать, что с появлением страховых компаний качество оказания медицинских услуг ничуть не улучшилось. Зато у врачей практически отобрали возможность самостоятельно думать над лечением и проводить какую-либо профилактику, - говорит эксперт по питанию и вынашиванию здорового ребенка Елена Павлова. - Пока что-то не заболело, лечить нельзя. Отходить от стандартов - ни в коем случае! В результате зачастую мы вынуждены лечить симптомы, а не их причины».

Социально безответственный бизнес

Кроме оплаты медпомощи, оказанной владельцам полисов ОМС, на страховые компании возложены функции защиты прав и законных интересов застрахованных лиц, рассмотрения жалоб, ведения учета данных о застрахованных гражданах и об оказанных им услугах. Также на страховщиков возложено «осуществление контроля за оказанием доступной, своевременной и качественной медицинской помощи путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи». С точки зрения Минздрава, страховщики с этой функцией вполне справляются. «Страховые медицинские организации в соответствии с законодательством проводят трехуровневый контроль оказания медицинской помощи и по сути осуществляют вневедомственный контроль качества, - заявила главный специалист отдела по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти и СМИ Федерального фонда ОМС Екатерина Рим. - Выполнение данных функций страховой медицинской организации решает задачу обеспечения прав застрахованных лиц на бесплатное получение медицинской помощи ОМС и эффективного использования средств системы».

Во сколько обходится армия страховщиков

В федеральном законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» сказано, что «медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья», но в реальности социальная ответственность и социальная функция, которую пытаются приписать страховому бизнесу, это миф, придуманный самими страховщиками. «Бизнес, построенный на риске и лотерее, целью которого является не обеспечить защиту слабых, а получить как можно больше, отдав как можно меньше, не может быть социально ответственным», - считает управляющий партнер фирмы «Корпоративная солидарность» Дмитрий Чернокальцев.
Next post
Up