Век живи и учись, и всё равно выясняется, что ничего не знаешь...

Oct 23, 2024 16:13

Лена helenkasmolenka, спасибо тебе за вопрос, который заставил меня всё же осилить первоисточник и выяснить, что цитата Чернышевского "Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей" не из романа "Что делать?"
Может, если бы не ты, я бы и не стала его перечитывать. Слушала очень внимательно.
Была поражена! Совершенно другое восприятие, нежели в юности! Какой Чернышевский умница! Но о романе отдельно. Не обнаружив нужной мне фразы, я продолжила поиски, и кое-как докопалась до статьи Чернышевского " О Л.Н. Толстом", и эта фраза оказалась именно оттуда! И всё встало на места!

То есть в прямом смысле Чернышевский писал о таланте Толстого изучать через себя других. Но, когда цитата выдернута из контекста, то и смыслы видятся другие. Может это и было нужно для того, чтобы думать над другими смыслами. Нигде нет ссылок на то, откуда выдернута эта фраза, а интернет сбивает с толка.
А вот и полный кусочек:
"Кто не изучил человека в самом   себе,   никогда   не до­стигнет глубокого знания людей. Та особенность таланта графа Толстого, о которой говорили мы выше, доказы­вает, что   он чрезвычайно   внимательно   изучал   тайны жизни человеческого  духа в самом   себе;   это знание драгоценно не только потому, что доставило ему возмож­ность написать картины внутренних движений человече­ской мысли, на которые мы обратили внимание читателя, но еще, быть может, больше потому, что дало ему проч­ную основу для изучения человеческой жизни  вообще, для разгадывания характеров и пружин действия, борь­бы страстей и впечатлений. Мы не ошибемся, сказав, что самонаблюдение должно было чрезвычайно изострить вообще его наблюдательность, приучить его смотреть на людей проницательным взглядом"
Пазл решен!

И про "Когда я стану великаном". В этот раз сделала для себя открытие, что фильм этот -  современный пересказ пьесы Ростана "Сирано де Бержерак". Я не обращала раньше внимания, что за спектакль школьники ставят в начале фильма. И не могла понять, почему Копейкину надо было сорвать сие действо:))) Он считал, что Ласточкин не может играть роль талантливого и находчивого героя, будучи посредственностью.

Так же как и Сирано де Бержерак страдал от своего физического недостатка (большого носа), будучи влюблённым с детства в кузину Роксану,  хотел, чтобы она не разочаровалась в некоем Кристиане, в которого влюбилась, но боялась, что под красивой внешностью скрывается дуралей. Вот Сирано и старался, чтобы угодить Роксане, чтобы всё в её возлюбленном было совершенным.

Так и Копейкин, который был влюблён в Машу Горошкину, не имея шансов на ответные чувства, старался, чтобы красивый баскетболист Кристалов выглядел ещё и интеллектуалом. Хотя всё же, мне показалось, что Копейкин преследовал и корыстные цели. Ведь не мог он не понимать, что обман будет когда-нибудь раскрыт, и Маша поймёт, кто писал все эти стихи.
Вообще, фильм прекрасный! Я помню, когда смотрела его в первый раз, и дети в фильме были старше меня. И они казались мне такими взрослыми. Когда смотрела фильм недавно, было интересно видеть "трансформацию" героев. Я "выросла", а они стали детьми. Было интересно замечать предметы быта, знакомые тарелки на сушилке Копейкина, например... Но вот про Бержерака, только в этот раз узнала, и то, только после того, как Алиса это раскопала. Ей очень понравился фильм!
Ефремов всё же артист от Бога. Жаль, что сейчас он уже не тот юный мальчишка, но Копейкин так и остался Копейкиным. И за упоминание об этом фильме спасибо, Лена. Иначе бы мы его не посмотрели, и я бы так и пребывала в неведении :)))))

А про "Отцы и дети", и про "Что делать?" в следующем посте.

Кино, Спасибо!!!, О прочитанном, О прекрасном, Дневник благодарности, Историческое

Previous post Next post
Up