Лена
helenkasmolenka, спасибо тебе за вопрос, который заставил меня всё же осилить первоисточник и выяснить, что цитата Чернышевского "Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей" не из романа "Что делать?"
Может, если бы не ты, я бы и не стала его перечитывать. Слушала очень внимательно.
Была поражена! Совершенно другое восприятие, нежели в юности! Какой Чернышевский умница! Но о романе отдельно. Не обнаружив нужной мне фразы, я продолжила поиски, и кое-как докопалась до статьи Чернышевского " О Л.Н. Толстом", и эта фраза оказалась именно оттуда! И всё встало на места!
То есть в прямом смысле Чернышевский писал о таланте Толстого изучать через себя других. Но, когда цитата выдернута из контекста, то и смыслы видятся другие. Может это и было нужно для того, чтобы думать над другими смыслами. Нигде нет ссылок на то, откуда выдернута эта фраза, а интернет сбивает с толка.
А вот и полный кусочек:
"Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей. Та особенность таланта графа Толстого, о которой говорили мы выше, доказывает, что он чрезвычайно внимательно изучал тайны жизни человеческого духа в самом себе; это знание драгоценно не только потому, что доставило ему возможность написать картины внутренних движений человеческой мысли, на которые мы обратили внимание читателя, но еще, быть может, больше потому, что дало ему прочную основу для изучения человеческой жизни вообще, для разгадывания характеров и пружин действия, борьбы страстей и впечатлений. Мы не ошибемся, сказав, что самонаблюдение должно было чрезвычайно изострить вообще его наблюдательность, приучить его смотреть на людей проницательным взглядом"
Пазл решен!
И про "Когда я стану великаном". В этот раз сделала для себя открытие, что фильм этот - современный пересказ пьесы Ростана "Сирано де Бержерак". Я не обращала раньше внимания, что за спектакль школьники ставят в начале фильма. И не могла понять, почему Копейкину надо было сорвать сие действо:))) Он считал, что Ласточкин не может играть роль талантливого и находчивого героя, будучи посредственностью.
Так же как и Сирано де Бержерак страдал от своего физического недостатка (большого носа), будучи влюблённым с детства в кузину Роксану, хотел, чтобы она не разочаровалась в некоем Кристиане, в которого влюбилась, но боялась, что под красивой внешностью скрывается дуралей. Вот Сирано и старался, чтобы угодить Роксане, чтобы всё в её возлюбленном было совершенным.
Так и Копейкин, который был влюблён в Машу Горошкину, не имея шансов на ответные чувства, старался, чтобы красивый баскетболист Кристалов выглядел ещё и интеллектуалом. Хотя всё же, мне показалось, что Копейкин преследовал и корыстные цели. Ведь не мог он не понимать, что обман будет когда-нибудь раскрыт, и Маша поймёт, кто писал все эти стихи.
Вообще, фильм прекрасный! Я помню, когда смотрела его в первый раз, и дети в фильме были старше меня. И они казались мне такими взрослыми. Когда смотрела фильм недавно, было интересно видеть "трансформацию" героев. Я "выросла", а они стали детьми. Было интересно замечать предметы быта, знакомые тарелки на сушилке Копейкина, например... Но вот про Бержерака, только в этот раз узнала, и то, только после того, как Алиса это раскопала. Ей очень понравился фильм!
Ефремов всё же артист от Бога. Жаль, что сейчас он уже не тот юный мальчишка, но Копейкин так и остался Копейкиным. И за упоминание об этом фильме спасибо, Лена. Иначе бы мы его не посмотрели, и я бы так и пребывала в неведении :)))))
А про "Отцы и дети", и про "Что делать?" в следующем посте.