Раз уж у меня есть жж, то и про учёбу напишу. Вы можете это не читать, потому что здесь будет моё эссе под катом, так как в том курсе (он был бесплатный) не было взаимопроверки, и мне и так сразу дали 15 баллов, но так неинтересно же.
Делаю курсы на stepik.org. Всем рекомендую, есть разное на разный вкус. Я делаю бесплатные, потому что очень много хорошего бесплатного ресурса. Даже в некоторых бесплатных курсах дают сертификаты, что не имеет значения, но приятно потешить своё мелочное эго.
Что я сделала уже:
Курс по философии русского космизма (повторю его обязательно. Прекрасный!)
Курс по русской философии.
Курс по основам философии ( в БФУ имени Канта ), по этому курсу я получила сертификат с отличием.
Курс по индийской философии (в ДВФУ), сертификат получила, но надо бы ещё раз этот курс прослушать. Терминология сложновато запоминается. Ну и интересно, стоит ещё разок вернуться.
Это, не считая мелких коротких курсов, которые мы сделали с детьми в рамках уроков литературы. Для школьников много чего есть.
Сейчас в процессе курса от БФУ им. Канта - История философии. Очень классно! Там и про индийскую философию и про античную кратко, очень хорошо всё разложить по полочкам даже после курса по индийсой философии.
В общем - простор для того, чтобы держать мозги в тонусе. А лучше философии нет ничего, что справляется с этой задачей. Ну и очень интересно. Это было моей мечтой на старости лет, но даже не думала, что не надо ждать старости для этого. Ещё раз очень всем рекомендую, особенно пенсионерам.
Ниже моё эссе. Мне очень хотелось его написать, но не особо с кем было поделиться. Так что пусть будет тут хотя бы для меня самой.
Надо было раскрыть одну из предложенных цитат.
Я выбрала Чернышевского. "Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей".
Критерии оценивания
Раскрытие смысла высказывания (ответа даёт представление о его понимании) - 5 балл
Характер и уровень теоретической аргументации (Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы) - 5 баллов
Качество фактической аргументации (Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников)) - 5 баллов
Максимальный балл - 15.
Структура эссе
1. Цитата.
2. Смысл высказывания и поднятая автором проблема
3. Собственная точка зрения.
4. Аргументация на теоретическом уровне.
5. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
6. Вывод.
Моя работа:
"Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей". Николай Чернышевский
В чем смысл этой фразы? Что имел в виду Николай Гаврилович? Что хотел до нас донести?
Вообще, эта фраза из статьи Чернышевского о творчестве Л.Н. Толстого. И написал он её, раскрывая глубину особенностей таланта Льва Николаевича.
"...это знание драгоценно не только потому, что доставило ему возможность написать картины внутренних движений человеческой мысли, на которые мы обратили внимание читателя, но еще, быть может, больше потому, что дало ему прочную основу для изучения человеческой жизни вообще, для разгадывания характеров и пружин действия, борьбы страстей и впечатлений. Мы не ошибемся, сказав, что самонаблюдение должно было чрезвычайно изострить вообще его наблюдательность, приучить его смотреть на людей проницательным взглядом".
Но если брать эту фразу отвлеченно, без контекста, не зная, к чему она относится, то ход моих мыслей будет выглядеть следующим образом.
Очевидно, что первая часть этой цитаты созвучна с древним высказыванием "Познай самого себя" - одна из самых важных надписей на стене древнегреческо храма Аполлона в Дельфах. Эта фраза стара как мир, и тема познания самого себя, проходя по всем важнейшим философским направлениям от античности до наших дней, до сих пор является актуальной, а в каких-то философских и духовных учениях важнейшей задачей и конечным стремлением человека.
Загадка в познании себя волновала и продолжает волновать человечество на протяжении тысячелетий. Но в решении этой задачи Чернышевский идёт ещё дальше, утверждая, что не познав себя, не познав человека в себе, невозможно понять других. Какой же смысл заключен в этой казалось бы простой на первый взгляд фразе? И для чего же нам нужно достичь глубокого понимания других?
Я абсолютно согласна с этим высказываем. Скажу больше - эта фраза должна быть основополагающей в рассмотрении себя как части общества и части социума.
Сократ говорил, что познать себя - значит познать человека, и задавался вопросом, а что же такое человек? Его выводом было, что человек не целое, объединяющее тело и душу, а именно душа. А тело является лишь инструментом души.
Конфуций учил, что познавая себя, мы познаем Небо и Законы. А, познавая Небо и Законы мы познаем других людей.
Другой древнегреческий философ, Хилон, считал так: «Познай самого себя, и ты познаешь Богов и Вселенную».
Очень похожее высказывание есть и у Карла Густава Юнга : "Знать тьму внутри себя - лучший способ справиться с тьмой в других".
И это высказываение Юнга даёт самый близкий по смыслу ответ на проблему поставленную Чернышевским - достичь глубокого знания людей. Ведь только глубокое знание окружающих поможет нам жить с ними в гармонии и строить лучший мир, лучшую жизнь, основанную не на соперничестве, не на борьбе, а на понимании ближнего, на мирном и взаимовыгодном сосуществовании.
В качестве лучшей иллюстрации, приведу отрывок из повести Александра Ивановича куприна "Поединок". Вот что говорил автор устами одного из своих героев, Назанского:
"И вот, говорю я, любовь к человечеству выгорела и вычадилась из человеческих сердец. На смену ей идет новая, божественная вера, которая пребудет бессмертной до конца мира. Это любовь к себе, к своему прекрасному телу, к своему всесильному уму, к бесконечному богатству своих чувств. Нет, подумайте, подумайте, Ромашов: кто вам дороже и ближе себя? Никто. Вы - царь мира, его гордость и украшение. Вы - бог всего живущего. Все, что вы видите, слышите, чувствуете, принадлежит только вам. Делайте, что хотите. Берите все, что вам нравится. Не страшитесь никого во всей вселенной, потому что над вами никого нет и никто не равен вам. Настанет время, и великая вера в свое Я осенит, как огненные языки святого духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, ни калек, ни жалости, ни пороков, ни злобы, ни зависти. Тогда люди станут богами. И подумайте, как осмелюсь я тогда оскорбить, толкнуть, обмануть человека, в котором я чувствую равного себе, светлого бога? Тогда жизнь будет прекрасна. По всей земле воздвигнутся легкие, светлые здания, ничто вульгарное, пошлое не оскорбит наших глаз, жизнь станет сладким трудом, свободной наукой, дивной музыкой, веселым, вечным и легким праздником".
Смысл, заложенный в высказывание Назанского, хоть и возводит человека в ранг светлого бога, лучше всего раскрывает фразу нашего великого материалиста Чернышевского. Как можно обидеть, оскорбить, обмануть человека в котором ты чувствуешь равного себе? Изучив себя, осознавая в себе лучшие стремления, но так же, и зная свои пороки и тёмные стороны души, можно полностью понять и прочувствовать, что все люди ощущают в себе то же самое, что мы, понимая себя, учимся понимать и уважать окружающих и сотрудничать, исходя из этой общности.
Ну и ещё одно подтверждение поставленной в высказывании проблемы - народная мудрость, восходящая к библейским строкам трансформировавшаяся в поговорку: "В чужом глазу соринку видим, а в своем бревна не замечаем". По сути это о том же самом. Прежде, чем делать умозаключения о других, надо обратить внимание на себя, так как можно упустить очень важное и пойти по ложному пути.
Таким образом приходим к выводу, что изучая, познавая себя, мы познаём других, потому что другие - такие же люди, со всеми свойственными человеку достоинствами и недостатками. И, понимая это, отдавая себе в этом отчет, снимается проблема противостояния, конфликтов и противоречий. Так как только в состоянии взаимопонимания и поддержки можно создавать справедливое и счастливое общество достойных людей, поднявшихся на ступень в познании мира ещё выше.
Конец.
Сейчас прочитала и хочу добавить. А иначе вообще зачем всё? Зачем жизнь? Чтобы сраться постоянно, достигать чего-то, чтобы возвышаться над другими? Будущее за глубочайшим взаимопониманием и за любовью. Может морок забвения когда-нибудь уже нас оставит, и люди прозреют. Я очень надеюсь, что нам дадут прозреть..., и мы все займёмся созидательной деятельностью на конструктивной основе.
Спасибо, если кто-то это всё прочитал:)))