Театр отчаяния. Отчаянный театр. Мемуарный роман
Автор: Евгений Гришковец
Год выхода: 2018
Синопсис: Многие знают, кто такой Евгений Гришковец и чем он знаменит. Однако даже его самые большие поклонники вряд ли смогут рассказать, чем занимался этот уникальный театральный деятель и как он жил до момента выхода в свет моноспектакля "Как я съел собаку". Эта автобиографическая книга написана ровно об этом периоде его жизни - начиная с последнего года школы, заканчивая дебютным показом "собаки" в буфете одного московского театра.
Моё мнение: Я как раз один из тех людей, кто может с полной уверенностью назвать себя поклонником Евгения Гришковца. Я смотрел все его спектакли (многие в живую), я читал почти все его книги, видел фильм "Сатисфакция", слушал его совместные альбомы с группой "Бигуди" и так далее. Но даже я знал о его ранних годах только два факта: он из Кемерово и он служил на флоте. Всё. Поэтому для меня эта книга, безусловно, представляла значительный интерес. Так что, возможно, я предвзят. И скорее всего обычному, мимо проходящему человеку, читать это будет не так интересно, как мне, хотя есть там и такие моменты, которые привязаны скорее к стране и эпохе, чем непосредственно к личности Евгения Гришковца.
В любом случае именно я был от этой книги в восторге. Мне всё очень понравилось и я прочитал этот немаленький талмуд за 3-4 дня, буквально не отрываясь от него день и ночь. Узнал, что Гришковец оказывается начинал с бессловессной пантомимы (простите за масло масляное) и даже является лауреатами соответствующих фестивалей. Познакомился с ужасающимися подробностями службы на флоте, о которых персонаж пьесы "Как я съел собаку" особо не распространяется. Отличные главы про поездку в Германию в эпоху разрушения Берлинской стены. История зарождения кемеровского театра "Ложа", который живёт и здраствует и по сей день. Короче говоря, мне было очень классно. Но я, конечно, не даю никакой гарантии, что книга также понравится кому бы то ни было.
Оценка: 9 из 10
Рубашка
Автор: Евгений Гришковец
Год выхода: 2004
Синопсис: Главный герой этого романа, простой парень по имени Александр, когда-то переехавший из Сибири в Москву, чтобы работать в столице архитектором, просыпается с утра, надевает чистую белую рубашку и едет в аэропорт встречать своего сибирского друга Максима. Весь день Саша будет решать какие-то свои дела, влипать в различные ситуации, ругаться, пить с Максом и многое-многое другое. И всё это на фоне безумной, острейшей любви, которая несколько месяцев назад накрыла Сашу с головой.
Моё мнение: На фоне восторга от "Театра отчаяния" решил пересмотреть и перечитать кое-что из предыдущего творчества Гришковца. Итак, первый его роман - "Рубашка". Недлинный, нескучный, весьма занятный и небанальный. Читается за один долгий перелёт или 4 обеденных перерыва без телефона и коллег, при этом оставляет приятное послевкусие, не обязывающее читателя надолго зависать в размышлениях о судьбах страны и мира. Короче говоря, миленько, неглупо - мне нравится. Перечитал с удовольствием и не исключаю, что когда-нибудь он попадётся мне в руки ещё раз.
Оценка: 8 из 10
Асфальт
Автор: Евгений Гришковец
Год выхода: 2008
Синопсис: Простой сибирский парень Михаил когда-то давно переехал жить в Москву и сейчас живёт в столице и занимается довольно интересной работой - делает дорожные знаки. Роман начинается с того, что Мише звонит его приятель и доносит до него трагическую весть: близкая подруга Миши, его старший товарищ и в чём-то даже наставник Юля покончила жизнь самоубийством. Это событие переворачивает жизнь Михаила с ног на голову, начинаются душевные метания, сбивается ритм, а всё важное становится несущественным.
Моё мнение: Казалось бы, построение и сюжет этого романа весьма напоминает ту же "Рубашку", но только объём в три раза больше, и завязка чуть более трагическая. Однако там где в "Рубашке" легко и тонко, там в "Асфальте" тяжеловесно и размазано. Мне не понравился этот роман. С одной стороны, Гришковец так и остался мастером слова и не растерял умения через простые вещи и размышления героя показывать его внутренний мир и его переживания, которые, наверняка, будут близки многим читателям. Но всё это стало настолько вычурно, затянуто, невнятно, эфемерно, без конца и края. Зачем нужен был такой объём, если вложено в него не больше, чем в ту же "Рубашку" - я не понял.
Оценка: 6 из 10
<<Обзоры других книг>>