Кинобитва: "Дорз" (США, 1991) VS "Высоцкий. Спасибо, что живой" (Россия, 2011)

Jul 13, 2018 10:43


Каждая страна должна помнить и чтить своих героев. В том числе культовых, легендарных музыкантов, чьи биографии так и напрашиваются на то, чтобы стать основой для художественного фильма. Сегодня мы сравним две достаточно скандальные экранизации реальных событий из жизни великих музыкантов: советского барда Владимира Высоцкого и американского рок-героя Джима Моррисона.





Идея проекта фильма о вокалисте и авторе песен легендарной группы “Дорз” Джиме Моррисоне возникла в голове у продюсера Саши Харари в начале 80-х. Он выкупил права на экранизацию биографической книги под названием “Никто из нас не выйдет отсюда живым”, в которой описывалась подлинная история становления группы Дорз. С этим материалом Харари обратился к бывшему продюсеру группы Полу Ротшильду, который несмотря на протесты сооснователя Дорз Рэя Манзарека, всё же решил дать ему шанс. Начав писать сценарий ленты, Саша Харари неожиданно столкнулся с огромной проблемой: семейство Моррисонов отказалось давать права на исполнение в кадре песен группы. В итоге проект так бы и не был реализован, если бы к нему не подключился известный режиссёр Оливер Стоун. Первым делом, он, за определённую сумму денег, сумел договориться с Моррисонами. Затем он лично взялся за новую версию сценария. В ходе работы Стоун изучал архивы, интервью, черновики, прослушал множество кассет с записями воспоминаний, встречался с очевидцами событий, в том числе, разумеется, и с музыкантами группы Дорз.




Съёмки проекта о Владимире Семёновиче Высоцком запустил известный режиссёр, сценарист и продюсер Игорь Волошин, который хотел показать несколько не самых благовидных эпизодов из жизни легендарного музыканта. Первоначально фильм должен был называться “Чёрный человек”. Однако вскоре Волошин отстранился от проекта. Новым режиссёром был назначен Александр Митта, который хотел снять в главной роли сына Высоцкого - Никиту. Однако вскоре и ему пришлось покинуть проект, который в итоге перешёл в руки к Петру Буслову, прославившемуся картиной “Бумер”. А Никита Высоцкий, отказавшийся исполнять роль отца, засел за переработку сценария. Ему понравилась сама идея - показать не светлые моменты в жизни Высоцкого, а наоборот, один из самых нелицеприятных эпизодов его биографии. События фильма переносят зрителя в 79 год, когда Владимир Высоцкий на фоне наркотической зависимости пережил клиническую смерть на гастролях в Узбекистане.




Оливер Стоун относился к съёмкам ленты “Дорз” с большой ответственностью. Ему не хотелось подвергнуться обструкции со стороны поклонников группы и Джима Моррисона. Впрочем, конечно, без компромиссов не обошлось, например, родственники подруги и музы Моррисона Памелы Курсон, в обмен на разрешение использовать её имя в фильме потребовали не выставлять её в невыгодном свете, что, конечно, наложило определённый отпечаток на финальную версию сценария. Важным составляющим фильма был также, конечно, выбор актёра на главную роль. Основным претендентом считался британский рок-певец Иан Эстбери, лидер группы “The Cult”. Однако Стоун всё же решил не отказываться от поисков других вариантов, после чего к нему совершенно случайно попала видеокассета, на которой американский актёр Вэл Килмер пел песни Дорз, загримированный под Джима Моррисона. Сходство был столь велико, что Стоун пригласил на эту роль именно Килмера.




Пётр Буслов и продюсеры первого канала до последнего момента держали в секрете имя актёра, исполнявшего роль Владимира Высоцкого. Даже другим членам съёмочной группы запрещалось видеть его без грима и высказывать свои догадки в прессе. Сложность идентификации исполнителя объяснялась использованием высокотехнологичной, уникальной силиконо-пластиковой маской, контуры которой создавались в течение 6 месяцев при помощи посмертной, гипсовой маски самого Высоцкого. Актёру каждый день наносили грим в течение 6 часов, а в конце рабочей смены ещё полтора часа снимали его обратно. В итоге имя исполнителя было раскрыто лишь после премьеры ленты: им оказался народный артист России Сергей Безруков.




Реакция общественности на фильм “Дорз” была однозначно негативной. Фильм провалился в прокате, не получил ни одной престижной премии, и был обруган участниками группы Дорз Робертом Кригером и Джоном Денсмором. Жена Моррисона Патриция Кеннелли также осталась недовольна результатом, несмотря на то, что фактически являлась советником Стоуна во время съёмок. Основная претензия была одна: Моррисон, по их мнению, не был таким неконтролируемым социопатом, как это показано в фильме.




Лента “Высоцкий. Спасибо, что живой” отлично показала себя в широком прокате, в последствии подтвердила интерес обычной публики хорошими рейтингами в телеэфире. Однако критики, медийные личности и жена Высоцкого Марина Влади были практически в бешенстве. Сама идея фильма о Высоцком без использования его песен, и в котором тот предстаёт перед зрителем, как наркоман, многим показалась слишком уж кощунственной.




А какой фильм вам нравится больше?

P.S. А в следующем выпуске мы поговорим о том, какого героя придумали Рязанов и Брагинский, вдохновившись Робином Гудом, Доном Кихотом и князем Мышкиным, а также какой культовый фильм снял дебютант кинематографа, автомеханик и бизнесмен

<<Все выпуски рубрики>>

Кинобитва

Previous post Next post
Up