Художественными фильмами, поставленными по мотивам компьютерных игр, сейчас уже никого не удивишь: Обитель зла, Сайлент Хилл, Варкрафт, Хитман и ещё сотни различных примеров. Другое дело когда экранизации подвергаются настольные игры, сюжет которых в теории не так просто перенести на широкие экраны. Одним из первых, кто рискнул сделать такой смелый проект, был британский режиссёр Джонатан Линн, снявший фильм “Улика” по мотивам популярной настольной игры. У нас же нечто подобное совсем недавно реализовал режиссёр Сарик Андреасян, сделавший картину по игре “Мафия”.
Американская настольная игра под названием “Cluedo” была придумана в 1944-м году музыкантом из Бирмингема Энтони Праттом, а спустя четыре года была официально издана компанией Waddingtons. После этого началось её триумфальное шествие по просторам Англии и США. “Клуедо” это логическая игра, рассчитанная на небольшую компанию, цель в которой понять, кто, где и чем именно убил мистера Боди - хозяина шикарного особняка. Перемещаясь по игровому полю, участники могут делать предположения, которые в конечном итоге приведут их к правильному ответу. В начале 80-х возможностью экранизации этой игры заинтересовался известный голливудский продюсер Джон Лэндис. Он же придумал и уникальный, никем и никогда не испробованный ход, с демонстрацией разных вариантов концовок в разных кинотеатрах. Эту задумку впоследствии реализовал на бумаге приглашённый Лэндисом режиссёр и сценарист фильма Джонатанн Линн. Всего им было написано 4 различных финала показанной истории, один из которых по просьбе студии пришлось убрать - он был слишком кровавый и жестокий. Остальные три демонстрировались в кино, а затем они были смонтированы для релиза на видеокассетах.
Командная, психологическая, пошаговая, детективно-ролевая игра “Мафия” была изобретена в 1986 году студентом факультета психологии МГУ Дмитрием Давыдовым. Игра быстро приобрела популярность в общежитиях и аудиториях московского вуза, а затем, после выпуска первой партии тогдашних студентов, стала распространяться по стране и даже за рубежом. На данный момент эта игра является одной из самых популярных интеллектуальных забав в мире, так что неудивительно, что рано или поздно “Мафия” должна была стать основой для какого-нибудь полнометражного, художественного фильма. Такой лентой стал новый проект российского режиссёра Сарика Андреасяна под вполне ожидаемым названием “Мафия: Игра на выживание”. Для его реализации Сарик отыскал молодого драматурга Андрея Гаврилова, который и написал сценарий этой футуристической картины. Главные герои фильма играют в смертельный вариант “Мафии”, где каждый игрок рискует своей собственной жизнью, но в случае победы сможет забрать гигантский денежный приз.
Джонатан Линн планировал пригласить на главную роль дворецкого в фильме “Улика” Роуэна Аткинсона, который только делал первые шаги в юмористическом кинематограф и ещё не изобрёл Мистера Бина. Однако его кандидатуру отвергли продюсеры, которым он показался недостаточно смешным и совсем не известным. Тогда Линн пригласил своего старого товарища Тима Карри и не прогадал. С остальными исполнителями проблем не было, самым известным из того актёрского состава впоследствии стал Кристофер Ллойд, сыгравший доктора Эммета Брауна в трилогии “Назад в будущее”. Единственной компромиссной кандидатурой стал фронтмен популярной панк-рок группы "Fear" Ли Винг, сыгравший мистера Боди. Линн не хотел видеть его в проекте, но решил пойти на эту небольшую уступку, чтобы не злить продюсеров.
Сарик Андреасян также неплохо поработал над актёрским составом своего фильма “Мафия: Игра на выживание”. Ему удалось договориться с такими звёздами российского кино, как Виктор Вержбицкий, Вениамин Смехов, Вячеслав Разбегаев, Юрий Чурсин и Андрей Чадов. Последний, кстати, подошёл к съёмкам фантастического блокбастера со всей скрупулёзностью: для роли ему пришлось похудеть на десяток килограммов и всерьёз заняться боксом и плаванием. Конкретно для Сарика Андреасяна этот фильм стал самым дорогим в его фильмографии, много денег было потрачено на визуальные эффекты и съёмки в формате 3D.
Фильм “Улика” провалился в американском прокате, собрав всего 14 миллионов долларов при 15 миллионах бюджета. Ставка продюсера Джона Лэндиса на разные концовки не сыграла, он думал, что зритель пойдёт в кино несколько раз, чтобы увидеть другие версии. Однако много людей не пошли смотреть фильм и в первый раз, узнав о таком приёме и решив, что не стоит и начинать. В последствии, впрочем, фильм “Улика” смог добиться призвания и стать по-настоящему культовом среди любителей настольных игр и британского юмора.
Фильм “Мафия: Игра на выживание”, несмотря на достаточно большое количество негативных рецензий от критиков, всё-таки окупил себя в отечественном прокате и смог привлечь внимание множества зрителей. Общественное мнение, в целом, признавало факт, что Сарик Андреасян сделал шаг в сторону более качественного кино, нежели его предыдущие проекты.
А какой фильм вам нравится больше?
P.S. А в следующем выпуске мы узнаем, для какого фильма советскому режиссёру Валерию Родченко пришлось задействовать все доступные ему на тот момент времени визуальные технологии, а также зачем постановщик Джон Джонстон прикреплял огромные куски пенопласта к миниатюрной буровой установке
<<Все выпуски рубрики>>