"Мадагаскар" (США, 2005) VS "Каникулы Бонифация" (СССР, 1965)

Dec 25, 2017 16:18


Лев - царь зверей, и поэтому нет ничего удивительного, что эти дикие кошки часто становятся героями, как художественных, так и мультипликационных фильмов. Мы видели львов в таких картинах, как “Приключения итальянцев в России”, “Призрак и Тьма”, “Полосатый рейс”, “Джуманджи” и многих других, не говоря уж о легендарном мультфильме “Король-лев”. Однако, сегодня мы бы хотели поговорить о двух анимационных картинах, в которых львы, работающие на людей, попадают в Африку и чувствуют себя там не самым лучшим образом - это, конечно же, американский мультфильм “Мадагаскар” и советская лента “Каникулы Бонифация”.





Советский мультфильм “Каникулы Бонифация” был выпущен на экраны в 1965 году. В его основу легла сказка чешского писателя Милоша Мацоурека “Бонифаций и его родня”. Режиссёр-мультипликатор Фёдор Хитрук, закончив работу над картиной “Топтыжка”, разбирал бумаги на своём рабочем столе и наткнулся на это короткое произведение, которое поразило кинематографиста своей парадоксальностью и свежим взглядом на мир. В сказке рассказывалась история циркового льва Бонифация, который отпросился у директора цирка в отпуск и отправился в Африку навестить свою бабушку. Однако там вместо отдыха, он вновь начал работать, давая представление для маленьких ребят. В этой поучительной истории Хитрук увидел метафору любого творчески одарённого человека, который, не зная сна и отдыха, по воле собственного сердца всегда находится в работе. Почувствовав это, мультипликатор немедленно приступил к работе над сценарием.




Ситуация, в которую попал лев Алекс, главный герой мультфильма “Мадагскар”, немного похожа на сюжет о Бонифации, впрочем, с рядом отличительных особенностей. Если Бонифаций работал в цирке и сам отправился на каникулы, то Алекс являлся сотрудником нью-йоркского зоопарка и в Африке он оказался по вине своего приятеля зебры Марти и шайки отчаянных пингвинов. Эта идея была реализована мультипликаторами Эриком Дарнеллом и Томом МакГратом в 2005 году. МагГрат впоследствии утверждал, что при создании мультфильма они не преследовали никаких политических или социальных целей и не хотели подвергать сомнению саму идею такой организации, как зоопарк. Главной идеей было показать внутреннюю борьбу льва Алекса между инстинктами дикого хищника и заложенными с детства моральными установками, в том числе, что не стоит есть своего лучшего друга.




Фёдор Хитрук, приступая к работе над “Каникулами Бонифация”, решил применить новую схему разработки режиссёрского сценария. Для этого он вычертил на большом листе каждый эпизод мультфильма, с посекундной разметкой и пометками с настроением, которое та или иная сцена должна вызывать у потенциального зрителя. Многие коллеги мультипликаторы в последствии говорили, что благодаря этому нововведению Хитрук получил возможность управлять ритмом, темпом и перепадами настроения мультфильма, что привело в итоге к восхитительному результату. Пришлось повозиться и над образом самого Бонифация. Антропоморфный лев, нарисованный художником Сергеем Алимовым, хорошо смотрелся в профиль, но совершенно не был предназначен для улыбки. Так что пришлось создавать соответствующий образ доброго и отзывчивого Бонифация исключительно пластикой нарисованного персонажа и его репликами. Настоящей головной болью для художников стала грива главного героя мультфильма. Чтобы заставить её реалистично колыхаться потребовалась напряжённая работа десятка аниматоров.




Используя современные технологий мультипликации Голливуда, нет ничего сложного в том, чтобы заставить льва и его гриву выглядеть естественно в кадре. В таком контексте большая ответственность ложится на актёра, который должен озвучивать персонажа. На роль льва Алекса режиссёры фильма “Мадагаскар” пригласили известного комедийного исполнителя Бена Стиллера и дали ему полную свободу для импровизации. В итоге многие его неожиданные реплики позволили создать новые, не присутствующие в сценарии, сцены. Сам Стиллер, кстати, в отличие от своего персонажа придерживается того мнения, что животные ни в коем не должны находится в зоопарках или выступать в цирке, и что их место в естественной среде обитания.




Лента “Каникулы Бонифация” добилась огромного признания у публики и стала одной из визитных карточек Фёдора Хитрука наряду с последующим за ней серией о “Винни-Пухе”. О картине тепло отзывались и зрители, и советские кинокритики, и коллеги по мультипликационному цеху. Мультфильм “Каникулы Бонифация” получил несколько почётных зарубежных премий и навсегда вошёл в Золотой Фонд Отечественного кинематографа.




Мультфильм “Мадагаскар” собрал огромную сумму в мировом прокате, что послужило причиной немедленного запуска в производство его сиквела. В итоге на данный момент помимо трёх серий основной франшизы, на широкие экраны также вышел спин-офф, посвящённый пингвинам и несколько короткометражных мультфильмов.




А какой мультфильм вам нравится больше?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем, над каким легендарным мультфильмом трудился специалист по психоделическим рисункам Питер Макс, а также сценарий к какому культовому мультфильму писал Василий Ливанов

<<Все выпуски рубрики>>

Кинобитва

Previous post Next post
Up