Кинобитва: "Пирамммида" (Россия, 2011) VS "Волк с Уолл-стрит" (США, 2013)

Jul 24, 2017 15:00


Истории великих обманов и беспринципных обманщиков всегда привлекали особое внимание как писателей, так и кинематографистов. А если уж про свои денежные махинации рассказывает манипулятор собственной персоной, то такой материал и вовсе на вес золота. Сегодня мы сравним две картины, поставленные по автобиографическим книгам двух не самых однозначных личностей: создателя отечественной финансовой пирамиды Сергея Мавроди и крупного брокера с Уолл-стрит Джордана Белфорта.





Картина Эльдара Салаватова “Пирамммида” вышла в прокат в 2011 году и была поставлена по одноимённой книге Сергея Мавроди, российского предпринимателя и создателя печально известного акционерного общества “МММ”, взбудоражившего всю страну в 90-х. Попав в тюрьму по статье “мошенничество” Мавроди занялся политической и литературной деятельностью. Помимо большого художественного сборника новелл “Сын Люцифера”, финансовый мошенник написал также несколько автобиографических повестей, одна из которых, повествует о начале 90-х и первых шагах математика Мавроди в качестве бизнесмена и основателя финансовой пирамиды. Эта книга привлекла внимание продюсера Сергея Ливнёва, который, благодаря дружбе с режиссёром рекламных роликов МММ Бахытом Килибаевым, смог оказаться среди первых читателей тюремных рукописей Мавроди. Ливнёв пригласил в проект молодого режиссёра Эльдара Салаватова, набрал команду для адаптации книги “Пирамида” в одноимённый киносценарий и запустил долгий производственный процесс.




Американская картина “Волк с Уолл-стрит” была снята знаменитым режиссёром Мартином Скорсезе в 2013-м году. Основой для этого фильма стала автобиографическая книга Джордана Белфорта, одинаково гениального и беспринципного брокера из Нью-Йорка. Также, как и его отечественный коллега по махинациям, Белфорт проявил себя в 90-е, когда нескончаемый поток денег от незаконных манипуляций с акциями сделал его одним из самых богатых людей в США. В 98-м году Джордан Белфорт был осуждён за мошенничество и отмывание денег, однако в тюрьме отсидел всего 22 месяца. Спустя 10 лет Белфорт написал автобиографическую книгу “Волк с Уолл-стрит”, которая и легла в основу одноимённого фильма Мартина Скорсезе. Сразу же после выхода книги в свет в схватку за этот материал вступили две крупные голливудские студии, интересы которых представляли Леонардно ДиКаприо и Брэд Питт. Однако даже после победы Лео в этой битве, студия Уорнер Бразерс ещё довольно долго не давала “зелёный свет” этому проекту. Съёмки начались лишь спустя пять лет, в 2012-м, когда пост режиссёра занял Мартин Скорсезе, а продюсеры решились на создание фильма с жёстким ограничением по возрасту.




В таких автобиографических проектах внимание зрителей в первую очередь привлекает исполнитель главной роли: похож ли он на своего прототипа и смог ли он передать все нюансы и детали его биографии. Впрочем, перед Алексеем Серебряковым, сыгравшим главную роль в фильме Салаватова “Пирамммида”, не стояла задача изобразить стопроцентного Мавроди, об этом говорит даже тот факт, что фамилия героя была изменена: в фильм он стал Мамонтовым. Серебряков, как он сам говорил в интервью, играл не упыря, на которого просто было бы скучно смотреть в течение двух часов, а наивного идеалиста, человека, который хотел изменить мир. Сам Мавроди в съёмках картины никакого участия не принимал и Серебрякова не консультировал. Единственным его подарком этой ленте стало создание новой финансовой пирамиды “МММ-2011” буквально за несколько месяцев до выхода картины в широкий прокат.




Джордан Белфорт, в отличие от своего отечественного визави, напротив принимал самое непосредственное и весьма активное участие в съёмках картины “Волк с Уолл-стрит”. Исполнитель его роли Леонардо ДиКаприо несколько месяцев общался и консультировался с Белфортом, чтобы уточнить все детали его биографии и как можно точнее уловить нюансы его мимики, речи и жестикуляции. При этом режиссёр Мартин Скорсезе всячески избегал прямых контактов с Белфортом, чтобы наоборот не попасть под его влияние во время съёмок фильма. Что, впрочем, не помешало опальному финансовому брокеру появится в кадре в маленькой, эпизодической роли.




Лента “Пирамммида”, несмотря на весь ажиотаж, связанный с личностью Сергея Мавроди, не смогла окупить себя в отечественном прокате и наряду с позитивными отзывами получила и долю критики в свой адрес. Ажиотажа среди зрителей эта лента не вызвала, и престижных наград она не получила. Сам же Мавроди сначала довольно долго отказывался посмотреть фильм, а когда это всё-таки случилось, назвал его бредом, полным отстоем и сказкой для идиотов.




Джордан Белфорд, в отличие от Мавроди, остался целиком и полностью доволен фильмом о своей персоне. Это и не удивительно, ведь картина “Волк с Уолл-стрит” подарила ему новую порцию всемирной популярности, теперь он ездит по всему свету с лекциями и семинарами. Что же касается ленты, то она была номинирована на пять премий Оскар и заработала почти 400 миллионов долларов в мировом прокате.




А какой фильм вам нравится больше?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем сценарий какого бессмертного фильма показался актрисе Оливии де Хэвиленд безвкусным, а также успех какой пьесы спровоцировал Рязанова на съёмки своего главного шедевра

<<Все выпуски рубрики>>

Кинобитва, Вокруг_кино

Previous post Next post
Up