Вопреки широко распространённому ныне заблуждению, книга Мэри Шелли под названием “Франкенштейн, или Современный Прометей” вовсе не рассказывает банальную историю запоминающегося монстра. Это философская притча, повествующая о сложных отношениях Создателя и его Творения. Вслед за Шелли развить эту мысль пробовали многие другие писатели и кинематографисты, в том числе молодой режиссёр Олег Тепцов, снявший один из первых советских фильмов ужасов под названием “Господин оформитель”.
История создания книги “Франкенштейн” весьма удивительна. В начале XIX века на вилле у Женевского озера за ужином собралась компания из нескольких просвещённых англичан, среди которых был поэт Джордж Байрон и писатель Перси Шелли со своей молодой 18-летней невестой Мэри. Разговорившись, писатели заключили соглашение, что каждый напишет жуткую историю, навеянную пугающими достижениями современной медицины. В итоге свои произведения сочинили не только опытные литераторы, но и молоденькая Мэри Шелли, которая находилась под большим впечатлением от опытов в области гальванизма. В итоге именно этой книге под названием “Франкенштейн, или Современный Прометей” суждено было остаться в веках. Удивительно, но при огромном количестве всевозможных экранизаций этого произведения, снять фильм, более или менее близкий к оригинальной истории, удалось только в 1994 году. Все многочисленные картины до этого концентрировались на ужасном образе монстра, созданного из человеческий частей тел, и почти не учитывали социальных и философских мотивов романа. И лишь в начале 90-х известный британский режиссёр Кеннет Брэна решил бросить вызов этой печальной традиции.
Рассказ советского русского писателя и поэта Александра Грина под названием “Серый автомобиль” был опубликован в 1925 году. Это была небольшая история про одержимого машинами героя, чья возлюбленная оказалась ожившей восковой фигурой. Молодой студент-режиссёр Олег Тепцов в качестве своей дипломной работы решил поставить фильм по мотивам этого рассказа, внеся в него одно весьма существенное изменение: главный герой сам создал ту самую восковую куклу, вложив в неё весь свой талант и мастерство, после чего она ожила и послужила причиной гибели преуспевающего художника. Первоначально картина “Господин оформитель” должна была стать короткометражной, однако результат получился столь выдающимся, что чиновники Госкино предложили молодому режиссёру контракт на съёмки полноценной версии фильма и оказали ему в этом деле посильную помощь. Так, например, в проекте появился мощный советский сценарист Юрий Арабов, работавший до этого только с Александром Сокуровым.
Во время съёмок ленты “Франкенштейн” режиссёр Кеннет Брэна сделал ставку на умело написанный сценарий и исполнителей главных ролей. Адаптацией книги для широкого экрана занимался Фрэнк Дарабонт, в этом же году поставивший нашумевшую ленту “Побег из Шоушенка”. Роль Виктора Франкенштейна Брэна приберёг для себя, а вот в качестве Существа режиссёр изначально видел только Жерара Депардье, который, впрочем, отказался от этой роли. Тогда Брэна предложил роль Роберту ДеНиро и не прогадал. Популярный актёр не только согласился по много часов проводить в кресле гримёра, который делал лицо ДеНиро практически неузнаваемым, но и лично проводил долгие беседы с людьми, пережившими тяжёлые физические травмы, чтобы научиться говорить также, как они.
Несмотря на то, что чиновники Госкино сами предложили Олегу Тепцову контракт на съёмки картины “Господин оформитель”, большого бюджета ему, разумеется, доверять никто не стал. Актёров в итоге пришлось выбирать очень аккуратно. В главной роли дебютировал в кино популярный театральный актёр Виктор Авилов, который впоследствии прославился, благодаря фильму “Узник замка Иф”. Роль ожившей восковой куклы и вовсе исполнила пионервожатая по имени Анна Демьяненко, с которой Тепцов познакомился в лагере, где отдыхал его сын. На тот момент времени ей было всего 16 лет, так что в сценах с обнажённым позированием пришлось задействовать взрослую дублёршу. Также большую службу фильму сослужила музыка легендарного рок-музыканта Сергея Курехина, который помогал режиссёру ещё на этапе создания короткометражной ленты. Музыкальные темы для фильма записывали музыканты группы “Кино”.
Реакцию публики на ленту Кеннета Брэны “Франкенштейн” нельзя назвать положительной. В прокате она с треском провалилась, а большинство критиков в едином порыве обвиняли режиссёра в вычурности и отсутствии вкуса. Больше всех недоволен был автор сценария Фрэнк Дарабонт, который назвал эту ленту его личным Ватерлоо, и признался, что крайне разочарован невероятной “громкостью” и театральной экспрессивностью этого фильма.
Картина “Господин оформитель” запомнилась зрителям, как один из самых первых советских фильмов ужасов, снятым с тонким пониманием стилистики питерского декаданса и салонного символизма. Режиссёр Олег Тепцов впоследствии снял ещё один заметный хоррор по сценарию Юрия Арабова под названием “Посвящённый”, а затем, к сожалению, исчез из высших кинематографических кругов.
А какой фильм вам нравится больше?
P.S. А в следующем выпуске мы узнаем на каком проекте в середине 60-х работали практически все свободные гримёры Лос-Анджелеса, а также игру какого актёра одному маститому отечественному режиссёру пришлось "собирать" буквально на монтажном столе
<<Все выпуски рубрики>>