Кинобитва: "Вторжение похитителей тел" (США, 1956) VS "Посредник" (СССР, 1990)

Mar 13, 2017 14:25


В отдельный поджанр научной фантастики можно выделить картины, в которых показано вторжение пришельцев на нашу планету, однако самих инопланетян зритель не видит, потому что для своих целей они захватывают тела обычных землян. Помимо очевидного снижения производственного бюджета фильма, такой подход также наполняет картину особенной атмосферой таинственности: зрителю зачастую приходится догадываться, кто уже захвачен инопланетным разумом, а кто ещё нет. Классической Голливудской лентой, построенной по такому лекалу, является фильм под названием “Вторжение похитителей тел” 55 года выпуска. В СССР также была снята подобная картина, но уже в начале 90-х. Это был фильм “Посредник”.




Формально картина “Вторжение похитителей тел” снята по одноимённому дебютному роману американского-писателя фантаста Джека Финнея, в котором рассказывается о докторе Майлсе Беннеле, на приём к которому зачастили люди, утверждающие, что их родственники или друзья не кажутся им похожими на самих себя. Вскоре доктор узнаёт, что многие жители города подменены своими “двойниками”, прибывшими из космоса в ходе первого этапа инопланетной колонизации Земли. Впрочем авторство главной идеи этого сюжета многими ставится под сомнения. Ключевые элементы этой фантастической истории ранее содержались в книге под названием “Росток садовода”, опубликованной австралийским писателем Робертом Поттером ещё в 1892 году. Как бы то ни было, спустя всего год после появления книги Финнея на прилавках, ею заинтересовался не очень известный на тот момент времени американский режиссёр Дон Сигел.




Советская трёхсерийная лента “Посредник” также основана на литературном источнике - повести под названием “Главный полдень”, которую написал известный писатель-фантаст Александр Мирер. Он же стал и инициатором её экранизации, собственноручно адаптировав книгу в сценарий. Сюжет фильма немного напоминает картину “Вторжение похитителей тел”: “посредником” называется высокотехнологичное изобретение пришельцев, расположенное в воздухе недалеко от небольшого провинциального города и позволяющее инопланетянам внедряться в разум ничего не подозревающих людей. Однако в отличие от Джека Финнея, Мирер более детально описывает социальное устройство инопланетного общества, выстраивает практически армейскую иерархию подчинения и рисует более чёткий и слаженный план вторжения. Режиссёром фильма стал молодой постановщик Владимир Потапов.




Перед началом съёмочного процесса картины “Вторжение похитителей тел” режиссёр Дон Сигел имел в своём распоряжении смешную по меркам Голливуда сумму в полмиллиона долларов. Однако он не получил и этого: продюсеры настояли на сокращении производственного периода с 24 до 20 дней и урезали бюджет до просто неприличных 350 тысяч. В итоге пришлось экономить практически на всём: внутренние сцены снимали в дешёвых голливудских павильонах, выезд в Калифорнийский город Милл Вэлли, описанный в романе, пришлось отменить, также не по карману режиссёру оказались и популярные актёры, в основном пришлось нанимать дебютантов и малоизвестных сериальных исполнителей.




Недостаток финансирования испытали на себе и создатели ленты “Посредник”. Актёров на главные роли пришлось выдёргивать буквально со школьной скамьи. Так, например, кандидатуру 14-летней Олеси Судзиловской ассистенту режиссёра посоветовала её учительница, девочка была на хорошем счету в школе: прекрасно училась и занималась художественной гимнастикой. За неимением других способов сделать фильм эффектным, режиссёру Владимиру Потапову пришлось основательно поработать над такими дешёвыми, но действенными методами, как резкие изменения ритма повествования и использование цветовых фильтров плёнки. Продолжительные, тягучие, разговорные сцены в фильме намерено перемежаются с динамичными, драйвовыми эпизодами, снятыми в подчёркнуто мрачных, серо-коричневых тонах.




Картина “Вторжение похитителей тел” в момент своего выхода на широкие экраны по сути была проигнорирована большинством критиков, однако буквально спустя несколько месяцев уже приобрела статус культового фильма в жанре научной фантастики. Впоследствии в Голливуде было снято несколько ремейков этой ленты, но дотянуться до славы оригинала им не удалось. К большому удивлению самого Сигела, многие критики и зрители находили в фильме “Вторжение похитителей тел” завуалированные метафоры, намекающие на коммунистическую угрозу или другие политические явление того времени. Сам Сигел от подобных версий открещивался, утверждая, что просто снимал фильм об инопланетянах.




Картина “Посредник” на момент своего выхода также воспринималась многими не просто, как научная фантастика, а как остросоциальное политическое высказывание, навеянное процессом распада СССР. Время было непростое и лента прошло мимо широких зрительских масс, да и сам Александр Мирер, по слухам, не был удовлетворён постановкой своего сюжета. Спустя 15 лет у него появилась возможность исправить ошибки прошлого и принять участие в съёмках одноимённого сериала для телеканала СТС, который в данный момент находится в производстве.




А какой фильм больше нравится вам?

P.S. А в следующем выпуске мы поговорим об американской истории современной русалки и советской драме о жертве своеобразного научного эксперимента

<<Все выпуски рубрики>>

Кинобитва, Вокруг_кино

Previous post Next post
Up