Режиссёры: Никита Михалков

Jan 27, 2017 11:26


Сегодня мы поговорим об одной из самых одиозных фигур отечественного кинематографа, о всеми признанном режиссёре, отличном актёре и сценаристе, о высокопоставленном чиновнике от кинематографа, который принимает самое посильное участие в формировании культурного наследия нашей страны. Речь, конечно же, пойдёт о Никите Михалкове.




Никита Михалков родился в 1945 году в Москве в потомственной творческой семье. Его отец Сергей Михалков был знаменитым поэтом, автором текста государственного гимна СССР, а мать Наталья Кончаловская - неплохим литератором. В кино Никита начал сниматься в возрасте 14 лет. Сначала это была эпизодическая роль в фильме Ордынского “Тучи над Борском”, затем Михалков сыграл в картине Оганесяна “Приключения Кроша”, однако широкую известность юный талант приобрёл только в 18 лет, после выхода на экраны ленты Георгия Данелия “Я шагаю по Москве”, в которой Михалков сыграл главную роль и спел центральную композицию ленты. В 70 году Никита дебютировал в качестве сценариста, написав текст для фильма “Риск” режиссёра Василе Паскару. И, наконец, в 74 году 28-летний Михалков снял свою первую собственную полнометражную картину “Свой среди чужих, чужой среди своих”, в которой он переосмыслил жанр американского вестерна и попытался зафиксировать его в советской реальности. Этот эксперимент принёс Михалкову безумную популярность, после чего он уже не испытывал никаких проблем в выборе материала для творчества.


Период конца 70-х - начала 80-х для советского кинематографа прошёл под диктовку юного гения Никиты Михалкова - “Раба любви”, “Неоконченная пьеса для механического пианино”, “Пять вечеров”, “Несколько дней из жизни И. И. Обломова”, “Родня” - практически ежегодно на экраны страны выходили его фильмы, которые получали международное признание и множество престижных призов. Помимо этого Михалков успевал писать сценарии и сниматься у других режиссёров, чем завоевал себе славу настоящего трудяги и безумно увлечённого кинематографом человека.

“Мама учила меня терпению и - работать. Никогда не видел ее ничего не делающей.”




В последние 10-15 лет, имя Никиты Михалкова, к сожалению, всё чаще появляется в новостях не в связи с его новыми творческими победами, а лишь благодаря его довольно спорным и горячо обсуждаемым обществом социально-политическим деяниям. Огромное количество критики Михалков получил в связи со своей деятельностью на посту председателя Союза кинематографистов, который он занимает с 98 года. В 2008 году съезд кинематографистов снял режиссёра с поста и выбрал своим председателем Марлена Хуциева. В ответ на это Никита Сергеевич назвал их ослами и лилипутами, а съезд - нелегитимным. Готовясь к наступлению, Михалков предупреждал: „Я не знаю, какой я друг, но враг я хороший“. Вскоре, он лично собрал чрезвычайный внеочередной съезд Союза Кинематографистов, на котором был восстановлен в должности, после чего у его противников начались крупные неприятности. Хуциева, например, вывели из членов учёного совета ВГИКа

“Не страшно, когда тебя ненавидят ни за что. Страшно, когда есть за что ненавидеть.”

Ещё большее негодование вызывают общественные и политические деяния Михалкова. В 2010 году в качестве главы Российского союза правообладателей Никита Сергеевич получил право взимать по 1% средств от продажи всех носителей аудивизуальной информации. Интернет-пользователи организовали акцию с призывом отправлять на имя Михалкова бандероль с уведомлением о вручении, в которую будут вложены чистые «болванки» и 6 монеток по 5 копеек, что является намёком на библейские 30 сребреников. Отдельную порцию негатива получило настойчивое желание Михалкова ездить по улицам Москвы в авто, оборудованном специальной мигалкой, несмотря на то, что режиссёру по статусу она не положена. Эти и другие скандалы только лишь укрепляют в обществе мнение о Михалкове, как о, безусловно, талантливом, но крайне эксцентричном человеке.

“Опасность при близком общении с властью заключается в потере дистанции. Обаяние власти может увлечь настолько, что потеряешь возможность оценивать и будешь не столько самостоятельно действовать, сколько выполнять чью-то волю. А обаяние - огромное.”




Помимо поистине бесконечного количества отечественных наград, Никита Михалков обладает и весьма приличной коллекцией всевозможных престижных международных призов и премий. Впервые его творчество за пределами нашей страны было замечено в 77 году, когда его картина “Неоконченная пьеса для механического пианино” получила Золотую Раковину кинофестиваля в Сан-Себастьяне. После этого последовала номинация на Золотую Пальмовую Ветвь в Каннах за ленту “Очи чёрные”, Золотой лев в Венеции за картину “Урга: Территория любви” и, наконец, высшее достижение в мировом кинематографе - Оскар за “Утомлённых солнцем” в 95 году. После этого, картины Михалкова, такие как “12” или “Утомлённые солнцем 2: Предстояние”, попадали только лишь в отдельные номинации, но уже не становились лауреатами престижных кинонаград.

“Самый большой кайф испытываю от предвкушений. Терпкая вещь - предвкушение.”




<<Список всех выпусков рубрики>>

Никита Михалков, Режиссёры, Вокруг_кино

Previous post Next post
Up