Сегодня в нашем выпуске будет довольно неожиданное для многих сравнение. На первый взгляд советский мультфильм “Ёжик в тумане” и американский триллер “Мгла” не роднит ничего, кроме таинственной завесы тумана, однако, у нас есть все основания полагать, что это не так, и что список сходств между двумя этим произведениями не ограничивается лишь природной составляющей.
10-минутная анимационная картина Юрия Норштейна “Ёжик в тумане” была снята в 1975 году. В основу мультфильма легла одноимённая сказка советского писателя и поэта Сергея Козлова, который написал целый цикл произведений про Ежика и Медвежонка, взяв за основу идею, что сказка не обязана быть весёлой и яркой, а наоборот может оказаться грустной и пронзительно меланхоличной. Норштейну понравилась атмосфера этого произведения и его общий сюжет, однако он вместе с самим Козловым практически полностью переписал диалоги между персонажами. В итоге мультфильм получился ещё более взрослым, нежели оригинальная сказка.
Американская картина “Мгла” также поставлена по литературному источнику, роману “мастера ужасов” Стивена Кинга, в котором рассказывается о жителях маленького города, оказавшихся запертыми в небольшом супермаркете в центре сгустившегося вокруг тумана с таинственными монстрами в глубине. Режиссёру Фрэнку Дарабонту не впервой было обращаться к творчеству Стивена Кинга, ведь до этого он уже успел снять такие фильмы, как “Побег из Шоушенка” и “Зелёная миля”. Впрочем, подобно Юрию Норштейну, Дарабонт также взял на себя смелость изменить некоторые детали оригинального сюжета и, что самое главное, написать свою концовку, вместо которой в повести Кинга присутствует открытый финал. Сам Кинг не участвовал в разработке окончательного сценария, однако, впоследствии очень высоко оценил задумки и эксперименты Дарабонта.
Во время создания мультфильма “Ёжик в тумане” Юрий Норштейн изобрёл сразу несколько неожиданных технических решений, до этого момента не применявшихся в мультипликации. Обладая стандартным набором советского аниматора, в которой входили карандаши, краски, бумага и неповоротливая техника, Норштейн смог поразить конечным результатом всех своих коллег, в том числе и за рубежом. Хотя, как обычно, всё гениальное оказалось просто. Для изображения реки художники снимали настоящую воду и через проектор помещали в неё нарисованные листья, а неповторимый эффект лёгкой, туманной дымки был создан путём наложения на фигуры персонажей простой почти прозрачной тонкой кальки. А для придания изображению мягкой глубины, Норштейн строго настрого запретил свои ассистентам стирать со стёкол на стенде обыкновенную, бытовую пыль.
Во время съёмок “Мглы” режиссёр Фрэнк Дарабонт, ограниченный небольшим по меркам Голливуда бюджетом, также стремился к максимально простым техническим решениям, однако многие его задумки были отвергнуты продюсерами. Так, например, он хотел снять фильм в чёрно-белой гамме, чтобы подчеркнуть мрачную атмосферу происходящих событий и легче справится с созданием тумана без применения визуальных эффектов, однако согласие от вышестоящих инстанций Дарабонт на это не получил. Впрочем, ему удалось отыграться на звуке, сделав максимально возможное количество тихих или почти беззвучных сцен, во время просмотра которых зритель должен был ощутить чувство псевдодокументальности происходящих на экране событий.
Многие поклонники кинематографа находят в ленте “Ёжик в тумане” очень глубокие, философские мотивы, базирующиеся на человеческих архетипах, представленных в виде традиционных символов загробной и потусторонней направленности . Ёжик проходит грань между реальным и мифологическим миром, где в тумане неопределённости своего внутреннего сознания встречает откровение в виде Белой лошади, символ мудрости Сову, Мировое древо жизни и Реку, символизирующую стержень вселенной, переправа через которую сулит Ёжику обретение новой жизни. Вся эта философская основа может показаться кому-то смешной, ведь речь идёт о коротком, советском мультфильме, однако совпадение это или нет, именно “Ёжик в тумане” приобрёл мировую известность и стал одним из самых обсуждаемых произведений отечественных мультипликаторов.
Картина “Мгла” также не является типичным, бездумным фильмом ужасов. Стивену Кингу и Фрэнку Дарабонту удалось поднять множество глубоких социальных тем, пользуясь визуальными символами и метафорами, в том числе и неопределённостью происходящих в тумане событий. В основе сюжета также, как у советского визави, лежит процесс познания и перерождения индивида. Попав в экстренную ситуацию большинство людей превратились в настоящих зверей, готовых на любую подлость ради выживания, и лишь некоторые из них смогли сохранить сильную волю и твёрдый характер, победив чудовище внутри самого себя. В целом, лента “Мгла” получила весьма положительные отзывы критиков и простых зрителей, хоть и не слишком хорошо показала себя в мировом прокате.
А какая из этих картин больше нравится вам?
P.S. А в следующий раз мы вспомним какой фильм Марк Захаров снимал в немецком городе Вернигероде и почему юная актриса Сара Полли так возненавидела Терри Гиллиама
<<Все выпуски рубрики>>