Под покровом ночи

Dec 12, 2016 11:51



Nocturnal Animals
Год: 2016
Страна: США
Режиссёр: Том Форд
В ролях: Эми Адамс, Джейк Джилленхол, Майкл Шеннон, Аарон Тейлор-Джонсон, Айла Фишер, Элли Бамбер, Арми Хаммер, Карл Глусман, Роберт Арамайо, Лора Линни, Андреа Райзборо, Майкл Шин, Индия Менуэз, Джена Мэлоун
Продолжительность: 116 минут
Слоган: "When you love someone you can't just throw it away"


Замотанная, нервная, засыпающая на ходу владелица только что открывшейся модной галереи искусств Сьюзан получает по почте книгу, написанную её первый мужем Эдвардом, с которым она не виделась вот уже 19 лет после довольно тяжёлого и неприятного разрыва. Роман под названием "Ночные животные" Эдвард посвятил своей бывшей супруге, и чем дольше она его читает, тем сильнее понимает, что это посвящение не было случайным.


"Под покровом ночи" - это фильм, снятый тонко чувствующим модельером Томом Фордом, который, как выяснилось, умеет доносить свои мысли до публики не только через костюмы и платья, но и посредством кинематографа. С точки зрения различных обязательных кинематографических составляющих это, безусловно, выдающаяся картина. Работа оператора, свет, интерьеры, цветовая гамма, темп и ритм развития сюжета, флешбеки и параллельный монтаж сцен - всего этого "добра" здесь в избытке, и применяется оно со вкусом, мерой и должным уровнем профессионализма. По качеству видеоряда, звуковому сопровождению и, особенно, актёрской игре у меня к этой ленте нет абсолютно ни одной претензии. Эми Адамс чудо как хороша в роли замотанной и несчастной женщины, занимающейся нелюбимым делом. Джейк Джилленхол прекрасен в качестве своего литературного персонажа - попавшего в ужасную ситуацию человека, лишившегося всего самого дорогого буквально за одну ночь. В той же литературной вселенной очень круто проявили себя Майкл Шеннон и Аарон-Тейлор Джонсон. Одним словом, отличное было был кино, но...


Это самое пресловутое "но" заключается в самой постановке вопроса и в том, какими средствами Том Форд пытается донести до зрителя свою задумку. Понятно, что если обобщить все сюжетные линии, то можно увидеть и проанализировать 2-3 ключевые идеи, заложенные в ленте "Под покровом ночи". Это и заскорузлое мещанство, запрещающее людям тянуться к самому лучшему и прекрасному, что есть в них самих и в тех, кто их окружает. И пресловутая "слабость", которая под одним углом зрения кажется ничтожной, а под другим - превращается в силу совершенно другой природы. И хаотичность человеческой жизни, приводящая её к резким и незаслуженно негативным переменам. И, конечно, возмездие, как попытка оправдать себя и доказать что-то своему обидчику. И, в целом, мысли-то всё интересные, но чтобы безболезненно перейти от частного к общему, нужно, чтобы это самое "частное" представляло бы хоть какой-то интерес. А вот в этом плане у фильма есть большие проблемы. Сюжетная линия, которая таит в себе все эти где-то даже философские вопросы, не выдерживает никакой критики, просто по той причине, что здесь некому сочувствовать. Эдвард на поверку оказывается мелким, мстительным недомужиком, а Сьюзан - той самой "мещанкой" в элитных одеждах, готовой запросто переметнуться от одного мужика к другому исключительно ради собственной выгоды. Некого жалеть, они оба заслужили свою судьбу и вызвали у меня исключительно лишь чувство омерзения и негодования. Ну и как тут сподобиться начать философские размышления?


Да и к форме подачи, честно говоря, есть вопросы, если рассматривать её не как отдельное произведение искусства, а в связке с тем, что должно быть передано зрителю через все эти визуально-эстетические приёмы. Всё-таки искусство в каждом конкретном случае это ведь не только красивые картинки, но и не в последнюю очередь некоторый социальный феномен. Абсолютно непонятно, для кого режиссёр снимал это кино, кому он адресовал свои мысли? Те, кто согласен с ним в его концепции отвратительного "мещанства", не увидели здесь ничего нового, просто подтверждение того, что некто Том Форд думает также, как и они. А противоположный лагерь просто не заинтересует эта картина со всеми её эстетскими уловками. Она будет им противна и непонятна. Да Форд и сам этого не скрывает, первой же сценой с титрами давая таким людям сигнал: "Вам здесь не рады, уходите, у нас здесь свой уютный, идеально-элитарный мирок, в котором все друга друга понимают". Чем были хороши такие социальные фильмы, как, например, "Дурак" и "Левиафан"? Они были просты в своих намерениях, они пытались донести свою правду языком, который будет понятен тем, кто эту правду не приемлет. А Форду на это просто наплевать. Он не хочет никому и ничего доказывать, просто красуется перед своими единомышленниками и ничего более.

Таким образом, чисто технически "Под покровом ночи", безусловно, очень красивый, интересный, вдумчивый и умный фильм. Но вот посыл и способы его трансляции зрителю хромают, причём на обе ноги. Жаль, конечно, но я верю, что человек, так тонко ощущающий этот мир и так хорошо владеющий кинематографическими приёмами непременно и в самое ближайшее время снимет что-то по-настоящему крутое. Вот увидите.

Оценка: 8 из 10

<<Перейти к списку рецензий>>

Элли Бамбер, Карл Глусман, Джена Мэлоун, Арми Хаммер, Айла Фишер, Лора Линни, США, Эми Адамс, Джейк Джилленхол, Индия Менуэз, Кино, 8 из 10, Аарон Тейлор-Джонсон, Майкл Шеннон, Роберт Арамайо, Андреа Райзборо, Майкл Шин, 2016, Том Форд

Previous post Next post
Up