Мультипликаторы в поисках идей для вдохновения часто обращаются к древним фольклорным мотивам, пришедшим к нам из глубины веков. Так, например, в отечественном прокате в последние годы популярностью пользуются мультфильмы про Трёх Богатырей, а американцы за неимением собственной древней истории уже давно начали обращаться к преданиям своих прародителей британцев и популяризировать историю о Короле Артуре и рыцарях круглого стола.
Король Артур по преданиям является великим воином: легендарный предводитель бриттов родом из V-VI веков, сумевший победить завоевателей-саксов и собравший при своём дворе в Камелоте всех самых доблестных и благородных рыцарей своего времени. Являясь непревзойдённым героем басен, эпосов и рыцарских романов Король Артур достаточно часто попадал и на широкие экраны. Не обошёл вниманием его фигуру и вездесущий Уолт Дисней, в 1963 году выпустивший в свет мультипликационный фильм под названием “Меч в камне”, который стал для великого продюсера последним творением в жизни. Сюжет мультфильма основан на одноимённой книге английского писателя Теренса Уайта, который в середине XX века написал пять романов о Короле Артуре. “Меч в камне” это первая книга цикла и в ней рассказывается о молодом парне, которому ещё только суждено стать непобедимым рыцарем, а также о легенде, по которой только тот, кто вытащит меч, намертво застрявший в камне, сможет стать легендарным королём.
Три богатыря Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович ещё одни мифические герои, на этот раз уже славянского эпоса. Все трое являются собирательными персонажами, воплотившими в себе идеалы народных воинов, стоящих на защите Земли Русской. В начале нулевых продюсеры отечественной мультипликационной студии “Мельница”, как и их заокеанские коллеги 40 лет назад, решили обратиться к истокам каждого из трёх персонажей и попытаться показать на экране их становление в обществе. Первым мультфильмом цикла стала лента “Алёша Попович и Тугарин змей”, вышедшая в 2004 году, затем спустя два года пришёл черёд “Добрыни Никитича и змея Горыныча”, и, наконец, в 2006 году трилогия была закрыта картиной “Илья Муромец и Соловей-Разбойник”. Впрочем, это не помешало продюсерам выпустить ещё три фильма, в котором все богатыри действуют уже сообща.
В начале 60-х Уолт Дисней присматривался сразу к двум проектам. Во-первых, это была древняя народная легенда о галльском петухе Шантеклере, а во-вторых, история взросления Короля Артура. Дисней поручил разрабатывать проекты двум независимым группам сценаристов, забраковав в итоге экранизацию похождений петуха. Во многом это стало результатом подковёрных интриг Билла Пита - ветерана студии, ответственного за реализацию проекта “Меч в камне”. Он-то в итоге и стал автором множества успешных находок, показанных в ленте, начиная от образа молодого короля Артура, заканчивая неканоническим, дурашливым изображением волшебника Мерлина. Режиссёр картины Вольфганг Райтерман столкнулся с рядом проблем во время озвучки мультфильма. Сначала он никак не мог найти актёра для озвучивания Мерлина, который должен был говорить эксцентричным, но не безумным голосом. Потребовалось более 70 попыток, чтобы отыскать нужные интонации. Возникла проблема и с юным Рики Соренсеном, выбранным для озвучки Короля Артура. Прямо посреди рабочего процесса у него сломался голос, так что Райтерману пришлось позвать в проект двух своих сыновей.
Режиссёрами мультфильмов о ранних годах трёх богатырей стали молодые мультипликаторы студии "Мельница" Константин Бронзит, Илья Максимов и Владимир Торопчин, каждый из которых уже успел зарекомендовать себя в качестве постановщиков короткометражных картин. Как и в случае с Королём Артуром, перед режиссёрами была поставлена задача - оживить трёх былинных богатырей, сделать их более близкими к народу, нежели персонажи картины Васнецова, застывшие в напряжённых позах с мрачными, неулыбчивыми лицами. Цель была в том, чтобы максимально наполнить эти персонажи добротой, светлым юмором, небольшой долей курьёзности и обаянием. Поэтому, к примеру, Алёша Попович утерял присущую ему в былинах грубость и славу неудачливого ловеласа, Добрыня Никитич подружился со Змеем Горынычем, а Илья Муромец влюбился в корреспондентку летописи “Новая береста”.
Мультфильм “Меч в камне” очень хорошо показал себя в прокате, став в США шестой картиной в списке самых успешных лент 63 года выпуска, и получил одну номинацию на премию Оскар. Впрочем, для студии Диснея эти показатели оказались ниже, чем обычно, так что картина на данный момент не считается одной из жемчужин в славной диснеевской истории.
Каждая из трёх картин о богатырях была на ура принята отечественной публикой, что породило собой возможность снять ещё три продолжения этих историй. На данный момент вся серия является одним из самых значимых достижений студии Мельница
А какой из этих фильмов больше нравится вам?
P.S. В следующем выпуске мы поговорим о том, почему перед съёмками "Анны Карениной" Сергей Соловьёв хотел обязательно выпустить в прокат сиквел картины "Асса", и что Кира Найтли думает по поводу великого романа Льва Толстого
<<Все выпуски рубрики>>