Сегодня мы поговорим о современном американском режиссёре, в чьём творчестве можно найти как эстетику авторского стиля, так и широкий голливудский размах, о человеке, который стремится оставить свой след в разных областях и нишах кинематографа и, что самое невероятное, преуспевает в этом стремлении. Его имя Гас Ван Сент.
Гас Ван Сент родился в семье потомственных голландских эмигрантов в 1952 году в городе Луисвилль. Спустя всего несколько лет его родители переехали в Портленд, где прославленный режиссёр и обитает до сих пор. Гас рано начал проявлять интерес к кинематографу. Первые свои фильмы он снял в возрасте 12 лет на отцовскую 8-миллиметровую камеру. Помимо кино, Гаса также интересовала живопись, в связи с этим после получения среднего образования, он поступил в Школу Дизайна на Род Айленде, где получил специализацию “рисование и кино”. В 75 году Гас Ван Сент окончил обучение и отправился путешествовать по Европе, изучая новейшие тенденции мирового кинематографа. Спустя год, возвратившись в США, Гасу удалось получить должность ассистента известного лос-анджелесского режиссёра Кена Шапиро. Работая с ним в связке, Ван Сент начал снимать короткие зарисовки.
Через несколько лет Гас вернулся в Нью-Йорк, где потратил несколько лет на то, чтобы скопить деньги на свой полнометражный дебют, подрабатывая режиссёром рекламных роликов. Наконец, в 85 году Гас выпустил на экраны картину “Дурная ночь”. Снятая на чёрно-белую плёнку драма вызвала восторг критиков, а режиссёр был удостоен премии кинофестиваля в Торонто и получил приз газеты “Лос-Анджелес Таймз” за лучшее независимое кино. Успех дебютной картины привлек к Ван Сенту внимание голливудских продюсеров. Он подписал контракт с киностудией Universal и вернулся в Портленд, где засел за сценарии новых фильмов. В 1989 году на свет появился «Аптечный ковбой», в 93-ем - экранизация романа "Даже девушки ковбоя иногда грустят", в 95-ом - чёрная комедия "Умереть во имя" с Николь Кидман в главной роли и, наконец, в 97-ом Гас Ван Сент проснулся знаменитым. На экраны вышел фильм "Умница Уилл Хантинг".
“В 16-17 лет ты выстраиваешь самые важные связи с внешним миром. Это уже на всю жизнь. Если спросить у 70-летнего старика, какая у него любимая песня, это будет песня, которую он слушал в 16.”
Главной отличительной чертой творческого подхода Гаса Ван Сента является его уникальное умение переходить от коммерческого кино к авторскому и обратно. С одной стороны в его фильмографии можно встретить такие признанные, массово известные голливудские полотна, как “Умница Уилл Хантинг”, “Найти Форрестера” и “Харви Милк”. С другой стороны Гас Ван Сент является режиссёром таких, безусловно, удачных арт-хаусных лент, как “Слон”, “Параноид Парк” и “Мой личный штат Айдахо”. Сам режиссёр заявляет, что его привлекает это странное ощущение, когда не знаешь, где окажешься в следующий момент жизни. Это лучше, чем попадать под чьи-либо стандарты.
Гасу Ван Сенту всегда была близка активная социальная позиция, которая не раз помогала ему в его творческой деятельности. После того, как в американской школе “Колумбина” ученик расстрелял своих одноклассников, режиссёр, не раздумывая, согласился принять предложение от телеканала HBO и снять фильм по мотивам этого ужасного происшествия. Так на свет появилась одна из лучших картин режиссёра “Слон”. Также, будучи открытым геем, Ван Сент всегда выступал за соблюдение прав гомосексуалистов. Режиссёр часто снимает фильмы об однополой любви, некоторые из которых, в частности “Харви Милк”, приобрели большую популярность у зрителей.
“Начинаться все должно с того, что тебя хотя бы с работы не выгонят за то, что ты гей.”
Среди всех фильмов Гаса Ван Сента особняком стоит практически покадровая пересъёмка культовой картины Альфреда Хичкока “Психо”. Этот проект широко рекламировался, как уникальный эксперимент: режиссёр обещал сохранить очарование первоисточника, заменив лишь чёрно-белое изображение на цветное. Однако, в итоге реакция критиков и зрителей была, мягко говоря, сдержанной, а Гасу Ван Сенту даже перепало несколько статуэток антипремии “Золотая малина”. На вопрос, зачем ему потребовалось реализовывать столь странную задумку, Ван Сент спокойно отвечал: “Не хочу, чтобы кто-то другой сделал это”.
Гас Ван Сент славится тем, что обладает уникальным талантом зажигать новые звёзды на голливудском небосклоне: после его фильмов началась мировая слава таких актёров, как Мэтт Дэймон, Хоакин Феникс, Киану Ривз, Ума Турман, Бен Аффлек и Николь Кидман.
“С актерами все просто: им нужно знать роль и не опаздывать.”
Наивысшее достижение Гаса Ван Сент связано с картиной “Слон” 2003 года выпуска. За эту ленту он получил “Золотую пальмовую ветвь” и ещё две награды Каннского кинофестиваля. Ещё в активе режиссёра имеется несколько премий Берлинского фестиваля, в частности приз гильдии немецкого арт-хауса за фильм “Найти Форрестера”, а также две номинации на Оскар в категории “Лучший режиссёр” за такие картины, как “Умница Уилл Хантинг” и “Харви Милк”.
“Я верю в метафизическое-научное-сам-не-знаю-что, вроде уравнения или чего-то похожего. Но не могу сказать, что я верю в разумное божество, похожее на человека. Такой тип Бога - это человеческая проекция. И к реальной Вселенной все это не имеет никакого отношения.”
<<Список всех выпусков рубрики>>