Лобстер

May 12, 2016 13:35



The Lobster
Год: 2015
Страна: Ирландия, Великобритания, Греция, Франция, Нидерланды, США
Режиссёр: Йоргос Лантимос
В ролях: Колин Фаррелл, Рэйчел Вайс, Джессика Барден, Оливия Колман, Эшли Дженсен, Ариана Лабед, Ангелики Папоулья, Джон Си Райли, Леа Сейду, Майкл Смайли, Бен Уишоу,
Продолжительность: 121 минута
Слоган: -
Хочу иметь детей я только от тебя
Пускай ты лилипут, а я горбатая
(c) Макс Покровский

Copy paste, copy paste - улучшай демографию, действуй быстро,
Copy paste, copy paste - плоди скорей запчасти для механизма.
Твое время уходит, тебя спишут, не успеешь даже оглянуться,
Как-нибудь перебьются без куцого списка твоих социальных функций.
(c) Noize MC

Революцию задумывают романтики, делают фанатики, а используют плоды подлецы.
(c) Михаил Веллер


Расставшись с женой, Дэвид приезжает в специальный отель, где за небольшой промежуток времени ему предстоит либо найти себе подходящую пару, либо в прямом смысле слова стать каким-то животным. Дэвид, к примеру, хочет стать лобстером. Продлить своё человеческое существование также можно, отстреливая нелегальных одиночек, скрывающихся в лесах. Времени остаётся всё меньше, а Дэвид пока ещё ни на йоту не приблизился к своей цели.

Довольно редко в поле моего зрения попадает такой многозначный, "слоёный" фильм, в котором чуть ли не каждые 20 минут появляется новый подтекст, новая метафора или аллюзия, новый тематический пласт, требующий осмысления, но не превращающий при этом картину в мешанину и винегрет. С точки зрения целей и задач "Лобстер" - это эталон серьёзного, вдумчивого фильма, ожидающего от зрителя критического мышления и уровня вовлечённости выше среднего. Конечно, есть мелкие огрехи, как в сюжетной линии, так и в постановке, однако всё это не может затмить собой главного - фильм "Лобстер" хочет донести до зрителя свою философию, и при правильном к нему отношении, ему это, безусловно, удаётся.


Больше всего в этом фильме мне понравилось даже не столько сама его антиутопическая и метафорическая форма, сколько то, как мягко и непринуждённо Йоргос Лантимос вводит в сюжет дополнительные грани этого объёмного мира. После первых 20-30 минут кажется, как будто основные правила вымышленной вселенной ты уже изучил, и дальше тебя ожидает лишь их последовательная сюжетная реализация. Загадочный отель, в котором одинокие люди пытаются отыскать себе пару, одобренную общественным мнением и подкреплённую общим фенотипическим или харАктерным признаком, рисует яркую метафору влияния современной толпы на личный выбор каждого индивида, оказавшегося не в состонии противостоять этому давлению извне. "Она тебе не подходит", "он не из нашего круга", "да ты только посмотри, в кого ты умудрилась влюбиться", "у вас же нет ничего общего". Знакомо звучит? Если да, то искренне сочувствую. При этом за рамками этого социального конфликта, в начале фильма также остро чувствуется, хоть и не присутствует в кадре явным образом, жёсткое тоталитарное правление, которое делает из людей безвольных животных и занимается навязчивой и недвусмысленной пропагандой удобного власти уклада жизни.


И когда кажется, что этих сюжетных "кирпичей" уже достаточно, чтобы построить крепкое кинематографическое "здание", в фильме неожиданно появляется дополнительная, крайне привлекательная тема для обсуждения. Попав в революционный строй "одиночек", главный герой вовсе не оказывается в свободном, счастливом и беспечном обществе. Совсем нет - на этой стороне точно такие же, а временами даже более жестокие и одержимые идеей, фанатики, победа которых вовсе не будет означать свержение неправильного уклада жизни. Это будет классическая смена "шила на мыло" - просто к власти вместо одних подлецов придут другие. Лично для меня это был очень неожиданный поворот, который заставил ещё сильнее восхититься скрупулёзной работой, проделанной Йоргосом Лантимосом при создании сюжетной основы фильма "Лобстер".

Есть ли у этого фильма минусы? Да, безусловно, есть. На мой взгляд, основных недостатка два. Первый - небольшие лакуны в сценарии. К примеру, слабая расшифровка самого принципа подбора подходящей пары. Почему, например, кровотечение из носа считается допустимым признаком сходства, а незнание иностранных языков - нет. Или почему тогда нельзя просто взять и безболезненно удалить себе по мизинцу, если уж так сильно влюбились? Второй недостаток - некоторая чрезмерная затянутость отдельных частей картины, особенно ближе к концу. Даже в таком однозначно авторском и медитативно-вдумчивом фильме, сюжет мог бы развиваться чуточку динамичнее. При всём моём восхищении задумкой и развитием ленты, пару раз мне становилось попросту скучно.


Однако в любом случае я склонен оценивать фильм "Лобстер", как отличный пример умной, вдумчивой картины, которая наполнена сотней скрытых смыслов и метафор современного общества и которая, без сомнения, рискует стать культовой в своей жанровой нише и у своей целевой аудитории.

Оценка: 9 из 10

P.S. Все актёры - молодцы. Выделять кого-то просто не имеет смысла.

<<Перейти к списку рецензий>>

Нидерланды, Джессика Барден, Майкл Смайли, Йоргос Лантимос, 2015, Франция, Джон Си Райли, Греция, США, 9 из 10, Кино, Колин Фаррелл, Бен Уишоу, Оливия Колман, Ангелики Папоулья, Ирландия, Леа Сейду, Ариана Лабед, Эшли Дженсен, Рэйчел Вайс, Великобритания

Previous post Next post
Up