О том, что в Коляде-театре будет показан премьерный спектакль, поставленный по классическим "Маленьким трагедиям" Александра Пушкина, я узнал совершенно случайно, заглянув в расписание. До этого то ли не было особо информации в социальных сетях, то ли я как-то умело сквозь неё проскочил. А я очень люблю классические постановки в Коляда-театре, гораздо больше нежели спектакли по современным пьесам, за редким исключением типа "Концлагеристов", например. Поэтому идти или не идти вопроса даже не стояло. Конечно, идти. Спектакль к слову поставлен не самим Колядой, а его коллегой Александром Ваховым - главным режиссёром Центра Современной Драматургии в Екатеринбурге. Но актёры всё те же, знакомые до боли лица, так сказать.
Перед походом в театр освежил в памяти сюжеты "Маленьких трагедий", хотя, конечно, содержание пьес "Моцарь и Сальери" и "Скупой рыцарь" я более или менее помнил ещё со школьных времён. Так вышло, что именно эти два "кусочка" пришлись на второе отделение спектакля, и именно они понравились мне больше двух других. Начинается спектакль с короткой сцены "Пир во время чумы". И мне не очень приглянулось, как она поставлена. Дело, конечно, не в общем стиле постановки, к которому я уже давно привык. Стиль Коляда-театра - вещь уникальная, её либо любишь, либо терпеть не можешь, и я себя отношу к первой категории. Так что тому, что классический текст был оформлен в пост-аполиптическом стиле и с невероятно эмоциональной игрой актёров, я не удивился. А вот мелкие досадкие детали постановки, к сожалению, испортили весь эффект. Так, например, из-за громкой музыки и других звуковых эффектов совершенно неразборчиво слышался собственно текст. И это я ещё сидел на втором ряду, что же тогда услышали люди на десятом? Если бы я вкратце не знал сюжета, я бы вообще ни слова не понял бы. Плюс ко всему, некоторые реплики подавались актёрами спиной к залу. Я не ханжа, и мне плевать на театральные предрассудки или традиции, но с чисто практической точки зрения это был очень невыигрышный ход: людям опять же просто не было слышно.
Второй трагедии по замыслу Вахова стал "Каменный гость" - история про Дона Гуана, его возращение в Мадрид и его драму со вдовой убитого им же коммандора. Эта часть мне понравилась больше, но и к ней имеются определённый претензии. На мой взгляд, действие было несколько излишне затянуто. Некоторые сцены не добавляли ничего к образам, растягивая при этом и так немаленький хронометраж. Но зато здесь можно было порадоваться нескольким хорошо сыгранным ролям (в том числе весьма неплох был дебютант театра, молодой актёр Александр Логинов), классной, смешно поставленной, сценой поединка Дона Гуана с Доном Карлосом, а также очень стильному и атмосферному финалу. В итоге, впрочем, первое действие всё-таки произвело достаточно смешанное впечатление, скажем так - на четвёрочку.
Но вот последние две трагедии, это же совершенно другое дело. Сначала был очень классный "Скупой рыцарь", поставленный в очень минималистичных тонах. Вместо сундуков с золотом на сцене оказались бочки с нефтью, еврей-ростовщик превратился в инвалида на коляске, удивительно похожего на Стива Джобса, а финальная сцена в замке у герцога разыгрывалась на фоне эффектного танца девушки с живой змеёй в руках. Текст доносился до зрителя очень разборчиво, сценография впечатлила своим сплавлом минималистичности и продуманности каждой детали, а также очень понравилась игра Белова (герцог) и особенно Колесова (скупой барон), который выдал очень классный монолог.
Ну и, наконец, на самое сладкое была оставлена пьеса "Моцарт и Сальери" в исполнении, не побоюсь этого слова, лучших актёров Коляда-театра Олега Ягодина и Антона Макушина. Причём если Ягодин - всеми признанная звезда (ну или почти всеми), то Макушин, являясь невероятно мощным актёром, на мой взгляд, несколько недооценён местной публикой и обделён вниманием к своей персоне. Вот и здесь, его образ Сальери мне показался гораздо более цельным, драматичным, глубоким нежели Моцарт Ягодина. В любом случае, эта часть "трагедий" получилась у Вахова лучше всего.
Как итог, впечатления разные. Первое отделение получилось несколько хуже, чем я ожидал, зато вторая часть оказалась очень и очень классной. Те, кому нравится стиль и атмосфера Коляда-театра, сходите обязательно и составьте своё мнение.