Сегодня мы поговорим об одном из самых популярных, современных, итальянских режиссёров, о человеке с безупречным стилем и хорошим воспитанием, о прекрасном сценаристе и продюсере Джузеппе Торнаторе.
![](http://ic.pics.livejournal.com/kosolapov/18656552/1635928/1635928_600.jpg)
Джузеппе Торнаторе родился в 1956 году в маленькой коммуне Багерия, что находится близ Палермо на острове Сицилия. Его отец Пеппино Торнаторе был лидером крупной итальянской профсоюзной организации и поощрял увлечение сына миром кинематографа и театра. Уже в 16 лет, будучи студентом местного лицея, юный Джузеппе начал руководить постановками пьес признанных итальянских драматургов Пиранделло и Де Филиппо. В то же время Торнаторе сделал свой первый шаг и в кино - снял короткометражный фильм “Повозка”, который привлёк к молодому режиссёру внимание продюсеров из РАИ - общественно-правовой телерадиокомпании Италии. Долгое время Джузеппе работал на телевидении - снимал телефильмы, среди которых можно отметить такие картины, как “Портрет вора” и “Дневник Гуттузо”.
В 84 году Торнаторе в сотрудничестве с Джузеппе Феррара выпустил фильм “Сто дней в Палермо”, в котором впервые затронул тему сицилийской мафии. Спустя два года Торнаторе посчитал, что он созрел до полноценного кинодебюта и самостоятельно снял картину “Камморист”, поставленную по одноимённой книге Джузеппе Мараццо. Эта лента сразу же заслужила большой успех у зрителей и получила множество престижных итальянских наград. В тот момент перспективного режиссёра заметил влиятельный итальянский продюсер Франко Кристальди, который сразу понял, что Торнаторе ожидает большое будущее. Он предложил ему сотрудничество и не прогадал. Второй фильм Джузеппе под названием “Новый кинотеатр Парадизо” принёс ему мировую славу. Картина прогремела в Каннах, получила Оскара и приз Британской киноакадемии BAFTA. С этого момента каждый следующий фильм Торнаторе ожидался мировым киносообществом с большим нетерпением.
“Секрет успеха “Нового кинотеатра Парадизо” в том, что множество людей во всём мире считают кинозал школой жизни”
![](http://ic.pics.livejournal.com/kosolapov/18656552/1636228/1636228_600.jpg)
Джузеппе Торнаторе фанатично привязан к своей малой родине - Сицилии, и, вполне естественно, что эта любовь находит отражение и в его творчестве. Он не раз возвращался к истории Сицилии в своих документальных фильмах, таких как, например, картина “Этнические меньшинства на Сицилии”, которая получила первую премию на фестивале в Салерно, когда Торнаторе ещё учился в лицее. Также Торнаторе воспевает Сицилию в ленте “Щит и три меча”, состоящей из более чем 500 отдельных отрывков из 100 различных фильмов об этом острове. Многие из персонажей в фильмах Торнаторе - сицилийцы. Правда зачастую режиссёр выдумывает несуществующие районы, в которых живут его герои. Так, например, главное действующее лицо “Нового кинотеатра Парадизо” родом из выдуманной сицилийской местности Джанкальдо, а местом действия в картине “Малена” является также придуманный Торнаторе город Кастелькуто. Исключением является картина 2009 года “Багерия”, в ней описывается реальная местность, в которой родился сам Джузеппе.
Почти во всех своих картинах Торнаторе сотрудничает с великим итальянским композитором Эннио Морриконе. Режиссёр признаёт, что между ними существует странная, практически мистическая связь. Торнаторе не раз утверждал, что его взгляд на музыку в кино сформировался, исключительно благодаря Морриконе.
“Он создает короткие музыкальные элементы, а потом отдает их режиссеру, предлагая использовать так, будто бы режиссер и есть композитор фильма. Соединять эти элементы - целое приключение.”
![](http://ic.pics.livejournal.com/kosolapov/18656552/1636353/1636353_600.jpg)
Помимо непосредственно режиссуры и написания сценариев, Джузеппе Торнаторе всегда находил время и для других занятий, связанных с миром искусства. Так, например, начиная с 90-ого года, он принимает активное участие в проекте Philip Morris, целью которого является реставрация классических итальянских кинолент. Также он читает курс эстетики в университете родного города Палермо. В 2010 году режиссёр освоил ещё одну непривычную для себя область - поработал составителем фотокниги, посвящённой киноактрисе Монике Беллуччи, которой Торнаторе всегда был восхищён. Есть у Джузеппе и музыкальный опыт - он собственноручно написал песню “Ricordare” для своего фильма “Простая формальность”.
“Искусство и культура относятся к концепции красоты, которая служит для обеспечения человека лучшими инструментами для социальной сплочённости”
![](http://ic.pics.livejournal.com/kosolapov/18656552/1636792/1636792_600.jpg)
Самым успешным фильмом Торнаторе по сей день является картина “Новый кинотеатр Парадизо”. Именно с ней связана бОльшая часть престижных наград в коллекции итальянского режиссёра. В 1989 году она получила Большой приз жюри на Каннском кинофестивале, Специальный приз Жюри от Европейской киноакадемии, две премии Бафта, а также Оскара в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”. Среди других картин Торнаторе на соискание призов выдвигались фильмы “У них всё хорошо”, “Простая формальность”, “Малена”, “Незнакомка” и “Баария”.
“Я не знаю, есть ли у меня талант. Некоторые люди говорят, что да, но сам я не могу знать этого точно. И надеюсь, что и не узнаю”
![](http://ic.pics.livejournal.com/kosolapov/18656552/1637087/1637087_600.jpg)
<<Список всех выпусков рубрики>>