Режиссёры: Алексей Балабанов

Aug 14, 2015 08:56


Сегодня мы поговорим об одном из самых неоднозначных современных российских режиссёров, чьи фильмы с одной стороны обладают ярко выраженным авторским стилем, а с другой неизменно привлекают внимание широких масс и являются вехой в отечественном кинематографе. Речь пойдёт об Алексее Балабанове.





Алексей Октябринович Балабанов родился в 59 году в Свердловске. Алексей с раннего детства отличался от сверстников тяжёлым, неугомонным характером и пытливым умом. После школы Балабанов поступил в Горьковский педагогический институт иностранных языков, где получил специальность переводчика. После выпуска Алексея забрали в армию, где он проходил офицерскую службу в военно-транспортной авиации, летал в страны Африки и Азии и даже принял участие в войне в Афганистане. Незадолго до окончания срока службы Балабанов был переведён на Военно-морской флот. С тех пор его излюбленной одеждой была морская тельняшка. По возвращению из армии, Алексей стал подыскивать себе работу и смог устроиться помощником режиссёра на Свердловской киностудии. Параллельно с работой Балабанов обучался на Высших Курсах режиссёров и сценаристов.

Первый игровой фильм 26-летний Балабанов снял на Урале в 1985 году, написав сценарий за одну ночь. Малобюджетная картина “Раньше было другое время” была снята в ресторане, в эпизодических ролях в ней появились одни из лидеров свердловской рок-сцены Вячеслав Бутусов и Настя Полева. Сняв ещё несколько короткометражных фильмов на музыкальную тематику, Балабанов переехал в Санкт-Петербург, где вскоре прославился в узких кругах, как талантливый арт-хаусный режиссёр. Среди его работ того времени значатся экранизация произведения Сэмюэла Беккета “Счастливые дни” и фильм “Замок”, поставленный по Кафке. Настоящая слава пришла к Балабанову в 1997 году, после выхода на экраны фильма “Брат” с Сергеем Бодровым младшим в главной роли. Эта картина получила множество престижных призов и мгновенно стала культовой.

“Даже не помню, когда я последний раз смеялся. Я такие вещи не записываю. ”




Фильмы Алексея Балабанова зачастую наполнены беспросветной тоской, внутренней драмой главных героев, жёсткими и хлёсткими описаниями жизненной несправедливости. Максимального уровня так называемой “чернухи” Балабанов достиг в своём фильме “Груз 200”. Несмотря на то, что сценарий этой картины писался под конкретных актёров: Евгения Миронова и Сергея Маковецкого, оба они отказались от участия в съёмках сразу же после первого прочтения сценария. Маковецкий даже пытался убедить Балабанова не снимать этот фильм, однако режиссёр был глух к его уговорам. Фильм, как и следовало ожидать, получился невероятно тяжёлым для восприятия. В итоге до последнего момента выход “Груза 200” на широкие экраны оставался под вопросом. В прокат эта картина всё же попала, однако фильм был официально не рекомендован для показа по телевидению в России.

Алексей Балабанов всегда относился к своей работе со всей серьёзностью и с полной отдачей. Этого же он требовал и от актёров. Больше всего доставалось Сергею Бодрову младшему. Например, во время съёмок фильма “Брат 2” актёра по сценарию должен был сбить автомобиль. Несмотря на то, что оператор нашёл способ снять эту сцену максимально безопасно для Бодрова, тот всё равно несколько раз серьёзно ударился о капот автомобиля. И когда казалось, что удачный дубль уже снят, Балабанов заметил, что Бодров забыл переодеть домашние ботинки. Актёру пришлось начинать всё сначала. А при съёмках другой сцены, в которой главного героя избивает толпа негров, Балабанов сказал им: “ Бейте сильнее, чтобы всё выглядело натурально ”. В результате Бодрову сломали два ребра.

“Я не считаю кино искусством. Искусство - это когда человек что-то делает один. Художник создает искусство, писатель создает искусство, но когда ты зависишь от пятидесяти человек - какое это к черту искусство? ”




Большое место в творчестве Балабанова занимает музыка. Он всегда тщательно подбирал музыкальное сопровождение к своим фильмам, делая упор на современных рок-исполнителей, многие их которых были ему очень хорошо знакомы по советским временам, когда свердловский рок-клуб считался флагманом этого направления. В ранних фильмах Балабанова очень часто можно было увидеть лидеров популярных рок-групп: Вячеслава Бутусова, Настю Полеву, Егора Белкина, Александра Пантыкина и других. После выхода на экраны фильма “Брат 2” официально изданный на CD саундтрек побил все рекорды продаж и стал одним из самых успешных опытов в этой ещё не до конца изведанной области кинематографа.

Последний фильм Алексея Балабанова вышел в 2012 году и назывался “Я тоже хочу”. Удивительно, но сам Алексей впервые появился в своей картине в качестве актёра и сыграл умирающего режиссёра. Роль оказалась пророческой - спустя год Балабанов скоропостижно скончался, оставив после себя 14 полнометражных фильмов и армию поклонников.

“Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру - узнаю.”




<<Список всех выпусков рубрики>>

Режиссёры, Вокруг_кино, Алексей Балабанов

Previous post Next post
Up