Сегодня мы поговорим об одном из самых неоднозначных современных российских режиссёров, чьи фильмы с одной стороны обладают ярко выраженным авторским стилем, а с другой неизменно привлекают внимание широких масс и являются вехой в отечественном кинематографе. Речь пойдёт об Алексее Балабанове.
Алексей Октябринович Балабанов родился в 59 году в Свердловске. Алексей с раннего детства отличался от сверстников тяжёлым, неугомонным характером и пытливым умом. После школы Балабанов поступил в Горьковский педагогический институт иностранных языков, где получил специальность переводчика. После выпуска Алексея забрали в армию, где он проходил офицерскую службу в военно-транспортной авиации, летал в страны Африки и Азии и даже принял участие в войне в Афганистане. Незадолго до окончания срока службы Балабанов был переведён на Военно-морской флот. С тех пор его излюбленной одеждой была морская тельняшка. По возвращению из армии, Алексей стал подыскивать себе работу и смог устроиться помощником режиссёра на Свердловской киностудии. Параллельно с работой Балабанов обучался на Высших Курсах режиссёров и сценаристов.
Первый игровой фильм 26-летний Балабанов снял на Урале в 1985 году, написав сценарий за одну ночь. Малобюджетная картина “
Раньше было другое время” была снята в ресторане, в эпизодических ролях в ней появились одни из лидеров свердловской рок-сцены Вячеслав Бутусов и Настя Полева. Сняв ещё несколько короткометражных фильмов на музыкальную тематику, Балабанов переехал в Санкт-Петербург, где вскоре прославился в узких кругах, как талантливый арт-хаусный режиссёр. Среди его работ того времени значатся экранизация произведения Сэмюэла Беккета “
Счастливые дни” и фильм “
Замок”, поставленный по Кафке. Настоящая слава пришла к Балабанову в 1997 году, после выхода на экраны фильма “
Брат” с Сергеем Бодровым младшим в главной роли. Эта картина получила множество престижных призов и мгновенно стала культовой.
“Даже не помню, когда я последний раз смеялся. Я такие вещи не записываю. ”
Фильмы Алексея Балабанова зачастую наполнены беспросветной тоской, внутренней драмой главных героев, жёсткими и хлёсткими описаниями жизненной несправедливости. Максимального уровня так называемой “чернухи” Балабанов достиг в своём фильме “
Груз 200”. Несмотря на то, что сценарий этой картины писался под конкретных актёров: Евгения Миронова и Сергея Маковецкого, оба они отказались от участия в съёмках сразу же после первого прочтения сценария. Маковецкий даже пытался убедить Балабанова не снимать этот фильм, однако режиссёр был глух к его уговорам. Фильм, как и следовало ожидать, получился невероятно тяжёлым для восприятия. В итоге до последнего момента выход “Груза 200” на широкие экраны оставался под вопросом. В прокат эта картина всё же попала, однако фильм был официально не рекомендован для показа по телевидению в России.
Алексей Балабанов всегда относился к своей работе со всей серьёзностью и с полной отдачей. Этого же он требовал и от актёров. Больше всего доставалось Сергею Бодрову младшему. Например, во время съёмок фильма “
Брат 2” актёра по сценарию должен был сбить автомобиль. Несмотря на то, что оператор нашёл способ снять эту сцену максимально безопасно для Бодрова, тот всё равно несколько раз серьёзно ударился о капот автомобиля. И когда казалось, что удачный дубль уже снят, Балабанов заметил, что Бодров забыл переодеть домашние ботинки. Актёру пришлось начинать всё сначала. А при съёмках другой сцены, в которой главного героя избивает толпа негров, Балабанов сказал им: “ Бейте сильнее, чтобы всё выглядело натурально ”. В результате Бодрову сломали два ребра.
“Я не считаю кино искусством. Искусство - это когда человек что-то делает один. Художник создает искусство, писатель создает искусство, но когда ты зависишь от пятидесяти человек - какое это к черту искусство? ”
Большое место в творчестве Балабанова занимает музыка. Он всегда тщательно подбирал музыкальное сопровождение к своим фильмам, делая упор на современных рок-исполнителей, многие их которых были ему очень хорошо знакомы по советским временам, когда свердловский рок-клуб считался флагманом этого направления. В ранних фильмах Балабанова очень часто можно было увидеть лидеров популярных рок-групп: Вячеслава Бутусова, Настю Полеву, Егора Белкина, Александра Пантыкина и других. После выхода на экраны фильма “
Брат 2” официально изданный на CD саундтрек побил все рекорды продаж и стал одним из самых успешных опытов в этой ещё не до конца изведанной области кинематографа.
Последний фильм Алексея Балабанова вышел в 2012 году и назывался “
Я тоже хочу”. Удивительно, но сам Алексей впервые появился в своей картине в качестве актёра и сыграл умирающего режиссёра. Роль оказалась пророческой - спустя год Балабанов скоропостижно скончался, оставив после себя 14 полнометражных фильмов и армию поклонников.
“Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру - узнаю.”
<<Список всех выпусков рубрики>>