Сегодня в нашем выпуске мы будем говорить о гении брутального австрийского реализма, о режиссёре, который начал снимать большое кино в 46 лет и мгновенно добился признания зрителей и критиков. Мастер кинематографа с блестящим, классическим образованием и безупречной репутацией - Михаэль Ханеке.
Михаэль Ханеке родился в 1942 году в Мюнхене в творческой семье. Его отец - режиссёр и актёр Фриц Ханеке, мать - актриса Беатриса фон Дегеншильд. Начало второй мировой войны заставило семью переехать в спокойный, маленький австрийский городок Винер-Нойштадт, где Михаэль провёл всё своё детство и получил хорошее европейское образование. После окончания школы Михаэль поступил в Венский Университет, где изучал философию, психологию и театр. После выпуска из университета Ханеке стал кинокритиком, работал на немецком телевидении, а также ставил театральные представления в Вене, Берлине, Мюнхене и других австрийских и немецких городах. В период с 74 по 86 Ханеке снимал исключительно телефильмы, в основном драмы по заказу немецких студий. Наконец, в 1988 году, в возрасте 46 лет, Михаэль Ханеке созрел до попытки снять полнометражный художественный фильм. Им стала картина “Седьмой континент”, которая впоследствии участвовала в конкурсной программе Локарнского кинофестиваля. Этот фильм критики расценили, как серьёзную заявку на успех, которую Ханеке должен был подтвердить своей следующей картиной. И ему удалось сделать это. Лента “Видео для Бенни”, снятая в присущей режиссёру манере тотального доминирования насилия и жестокости на экране, завоевала признание критиков по всему миру. Завершила дебютную трилогию Ханеке картина “71 фрагмент хронологической случайности”, после которой его следующую работу “Забавные игры” ждали уже абсолютно все, кто хоть что-то понимал в европейском кинематографе.
“Развлекательные фильмы дают простые ответы, но я считаю, что это неправильно, так как такое кино отрицает право зрителя на размышления. Чем больше вопросов возникает у него ближе к концу фильма, тем богаче становится его опыт”
Фильмам Ханеке свойственна скандальная и шокирующая манера повествования, а его любимой темой является насилие. Сам мастер любит утверждать, что вся соль не в том, как именно он показывает насилие, а в том, что он пытается продемонстрировать зрителю его положение по отношению к этому насилию. Зачастую подобный подход оборачивается неприятными ситуациями. К примеру, во время демонстрации “Забавных игр” на Каннском кинофестивале организаторам пришлось сделать специальные красные наклейки на билеты, предупреждающие о том, что публику ждёт что-то по-настоящему жуткое. Это, однако, не остановило любопытных зрителей, которые пришли на сеанс, а ближе к середине фильма начали массово покидать зал. Среди них был и популярный немецкий режиссёр Вим Вендерс, который привёз на этот кинофорум картину с символичным названием “Конец насилия”.
В 2006 году Михаэль Ханеке принял исключительно редкое в современном кинематографе решение покадрово переснять свой же фильма “Забавные Игры”, но на этот раз специально для американской аудитории: на английском языке и с местными, знаменитыми актёрами Тимом Ротом и Наоми Уоттс. Режиссёр просто очень сильно захотел приобщить сытое и безмятежное американское общество к своей философии о проникновении насилия во все слои социума. “За 10 лет ничего не изменилось”, - сказал мастер в интервью, - “а иначе мне пришлось бы снимать другой фильм. Но всё осталось по-прежнему, так что это дело принципа” добавил Ханеке.
“Мне повезло, что у меня есть возможность снимать фильмы, и поэтому мне не нужен личный психотерапевт. Я могу выплеснуть все свои страхи на экран. Это огромная привилегия, которой наделены все творческие люди - возможность избавиться от несчастья и нервозов, создавая что-то новое”
Для музыкального сопровождения своих фильмов Михаэль Ханеке чаще всего выбирает классические произведения, в основном Баха, Моцарта или Шуберта. При этом Ханеке зачастую не ограничивается простым наложением музыки на видеоряд, а искусно нагружает её дополнительными смыслами. Так, например, в прологе к фильму “Забавные игры” классическая мелодия обрывается жёстким хеви-металлом, что символизирует невероятную пропасть между отдельными представителями социума. В фильме “Пианистка” слова шубертовского вокального цикла “Зимний путь” тонко перекликаются с душевным состоянием главной героини. А в картине “Любовь” персонаж Трентиньяна играет на рояле “Хорал” Баха, основанный на библейской молитве “Я взываю к тебе, Господи”. И как утверждает сам Ханеке, совершенно неслучайно то, что он резко прерывает свою игру.
Фильмы Михаэля Ханеке являются завсегдатаями списка лауреатов Каннского Кинофестиваля. В 2000 году ему достался приз христианского жюри за фильм “Код неизвестен”, в 2001 Большой приз Жюри за “Пианистку”, в 2005 сразу три награды за ленту “Скрытое”, а также две Золотые Пальмовые Ветви 2009 и 2012 года за такие картины, как “Белая лента” и “Любовь”. Помимо различных Европейских наград в активе Ханеке с недавнего времени имеется один Оскар в номинации “Лучший фильм на иностранном языке” за ленту “Любовь”.
“Призы и награды значат для меня лишь то, что над следующим фильмом я буду работать в лучших условиях”
<<Список всех выпусков рубрики>>