Гадкие лебеди
Год: 2006
Страна: Россия, Франция
Режиссёр: Константин Лопушанский
В ролях: Григорий Гладий, Леонид Мозговой, Алексей Кортнев, Римма Саркисян, Лаура Пицхелаури, Сергей Барковский, Дмитрий Исполатов, Ольга Самошина
Продолжительность: 109 минут
Слоган: -
Рейтинг на Кинопоиске: 7.193
Провинциальный российский городок Ташлинск захватывают непонятные существа, которые называют себя "мокрецы". Они ставят вокруг города невидимые барьеры, запрещают въезд и выезд, и проводят там какие-то эксперименты над детьми, которые под воздействием "мокрецов" становятся настоящими вундеркиндами. У писателя Банева (Гладий) в Ташлинске осталась дочь Ира (Саркисян). Банев, используя свою известность, попадает в состав международной комиссии, членам которой разрешён вход на территорию города. Попав в Ташлинск, Банев пытается разобраться, кто же такие эти "мокрецы" и нужно ли от них защищаться.
С одной стороны фильм "Гадкие лебеди" - это прямая экранизация
одного из самых известных и популярных романов братьев Стругацких. С другой стороны, если пытаться сравнивать два этих произведения на уровне мыслей, морали, то сразу же возникают явные и ничем не прикрытые различия, которые, наверняка, принесли немало огорчений самым преданным фанатам советских фантастов. Основной фундаментальной идеей книги (чего в последствии не скрывал Борис Натанович в своих off-line интервью) был тезис о том, "как важно жить ради будущего, но умереть при этом успеть в настоящем". Все эти внешние эффекты - дождь, "мокрецы" из безнадёжно испорченного будущего, дети-вундеркиды, лишь подчёркивали сложноть перехода от "старого" мира к "новому".
Фильм Лопушанского, ипользуя те же образы, предоставляет нам другую сторону этой "медали". Киношные "мокрецы" - новая ветка эволюции, сверхлюди, которые остались непонятыми людьми современности. Мы планомерно уничтожаем всё новое, пугающее, странное, не давая ему шанса проявить себя во всей красе. Исходя из этих новых целей, Лопушанский резко изменил концовку книги, чем вызвал дополнительное возмущение фанатов. Кстати, те кто читал такие вещи Стругацких, как "
Малыш" и "
Волны гасят ветер", прекрасно поймут, почему в повествование введён персонаж Геннадия Комова, которого не было в оригинальной повести. Мы ведь помним, что именно он был одержим идеей "вертикального прогресса". Именно его занимала возможность появления нового вида человечества и беспокоили вопросы уживания двух цивилизаций на одной планете. Появление этого героя - очень важный и тонкий намёк зрителям, знакомым с творчеством Стругацких.
Если в трёх словах, то фильм мне понравился. Да, порой, Лопушанский перебарщивал с визуальной составляющей, пытаясь по-видимому подражать Тарковскому. Да, несколько актёров сыграли совершенно невразумительно, особенно это касается некоторых детей, в чью гениальность я не поверил. Но сам подход к исходному материалу и то, как Лопушанский внедрил свои собственные идеи и мотивы в эту повесть меня порадовало. Это по-настоящему авторское кино, которое достойно просмотра.
Оценка: 8 из 10
<<Перейти к списку рецензий>>