О книгах

Mar 07, 2012 12:57


C раннего детства я любил читать книги. Я читал очень много, я глотал книги пачками, я не вставал с кресла пока не дочитаю. Начиналось всё ещё с книг Волкова и Остера. Потом было очень серьёзное увлечение Агатой Кристи и Дойлевским Шерлоком Холмсом. Сейчас список моих любимых авторов расширился и в него входят такие писатели, как Акунин, Лукьяненко, Мураками, Роулинг, Кинг.

С первого взгляда на этот список становится понятно, что, по большому счёту, меня больше привлекает книжная "попса" - беллестристика. Толстой, Чехов, Бунин, Пушкин никогда не владели моим сердцем. И я хочу попробовать объяснить такое своё отношение к литературе и попробовать разобраться, почему книги уже не так популярны, как раньше.

Лично для меня, ценность любой книги заключается в трёх факторах - это прививание чувства языка, интерес и художественная ценность (она же мораль, она же мысль). Пойдём по порядку.

Чувство языка.

Эта ценность самая всеобъемлющая, и ею обладают практически все книги на свете. Возьмём, к примеру, меня. Я знаю русский язык на твёрдую 4 (а орфографию так и вообще на 5). Но я не знаю и не помню толком ни одного правила. Когда я что-то пишу, я не пытаюсь вспомнить почему то или иное слово пишется, так как пишется. Я просто это знаю. Знаю, потому что эти слова тысячи раз встречались мне в книгах. Это знание засело глубоко на подкорке. Я помню, как пишутся слова "каллиграфия", "поскользнуться", "бюллетень" и "публицистический", и я уже никогда не сделаю в них ошибок.

В этом беда современных детей, которые тут и там встречаются в Интернете. Они не знают, как пишется -тся и -ться, печатают "штобы и патаму что" не от того, что читают плохие книги, а от того, что ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ЧИТАЮТ. Моё мнение о том, почему так происходит, напишу позже.

Интерес

Почему ученики уже давно плюются от школьной программы по литературе? Потому что она неинтересная. Самый простой и самый точный, по моему мнению, ответ. Ну правда, "Война и Мир" - это же адская скука. "Педагогическая поэма", "Красная гвардия", "Тихий дон", "Капитанская дочка" - все эти обветшалые от времени тома, в которых нет ни капли интереса, которые даже взрослые с трудом берутся читать, не говоря уже о 15-летних подростках.

Почему не обновляют программу? Почему не дают читать что-то свежее, современное, интересное. Я не говорю о "Гарри Поттере", который, по моему мнению, в плане морали ничуть не хуже, чем многое из того, что заставляют читать школьников. Действительно, глупо было бы ожидать от МинОбразования подобных радикальных шагов. Но хотя бы "Над пропастью во ржи" можно ведь дать. Шерлока Холмса. А найдётся ли человек, который скажет, что книги Акунина не написаны прекрасным русским языком, интересны и в то же время поучительны.

Мне в то время понравилось всего четыре книги из того, что предлагалось нам на уроках. Это "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце", "Преступление и Наказание", и "На дне". Всё. Ну стихи ещё некоторые. Зато я отрывался дома. А если человек не так любит читать, как я, получится ли привить ему этот интерес допотопными неинтересными книгами? Сомневаюсь.

Художественная ценность.

Многие скажут, мол, не так важен интерес к книге, как её художественная ценность. Но, господа, о какой морали может идти речь, если люди не читают книги. Прочитанная книга Акунина весит в разы больше, чем не прочитанная книга Толстого. Из под палки интерес не получиться привить. Тем более, что при современной системе образования, детям просто не дают правильно оценивать художественный смысл книг. Положив руку на сердце, скажите, кому из вас удавалось хоть раз отстоять своё мнение на уроках литературы, если оно не совпадало с каноническим. Да ни разу такого не было, и все мы писали в тетрадях давно затёртые и вымученные формулировки, с которыми порой не были согласны. Такой подход убивает любые попытки разобраться в книге. А если она ещё к тому же и неинтересная - всё, туши свет.

Мораль сего длинного пассажа такова. Их даже две. Первая - пока Министерство Образования не пересмотрит школьную программу, мы будем морщиться от тотальной безграмотности современных школьников. Вторая - пока один из нас читает Толстого, второй имеет право читать Кинга и Акунина, и никто из них не лучше другого. Главное, чтобы список прочитанных в жизни книг не ограничивался "букварём, второй и синей".

Мысли, Из жизни

Previous post Next post
Up