Memento
Год: 2000
Страна: США
Режиссёр: Кристофер Нолан
В ролях: Гай Пирс, Кэрри-Энн Мосс, Джо Пантольяно
Продолжительность: 113 минут
Слоган: "Некоторые воспоминания лучше забыть"
Рейтинг на Кинопоиске: 8.023
Ребята, это очень круто. Это очень-очень-очень круто! Причём круто это совсем не в тех моментах, которые мы привыкли видеть в фильмах США (читай Голливуд) - спецэффекты, дорогие съёмки и мегазвёзды в придачу. Ни черта подобного!
Сценарий
Для меня сюжет - это самое главное в фильме. В любом случае. Лучше уж пусть будет снятый на коленке мегасюжетище, чем многомиллионная пустышка.
Сценарий для этого фильма писал сам Кристофер Нолан по мотивам рассказа собственного брата Джонатана Нолана. Брат брату лажу не подсунет.
Жил да был страховой агент Леонард. И была у него жена-красавица. И любили они друг друга до одури. Она правда время от времени называла его Ленни, что ему жутко не нравилось, но это всё мелочи, когда такая любовь.
Но тут случилось несчастье, двое наркоманов-грабителей ворвались в дом, изнасиловали и убили жену Леонарда а самого его очень грубо стукнули по башке. Одного из грабителей Ленни правда успел застрелить, но второй оказался ловкий чёрт, по голове ударил, да и инсценировал происшествие так, как будто и не было никакого второго грабителя, а была только один, убитый.
Полиция проглотила эту наживку, и на неё надежды нет. И тогда Ленни решает самостоятельно найти убийцу и отомстить ему.
Не правда ли банальный сюжетец. Он был бы таким, если не одно мощное "но".
Ленни от удара по голове заболел редкой формой амнезии - потерей короткой памяти. Он помнит всё, что было до убийства, однако, новые события никак не удаётся удержать в голове дольше 15 минут. Представьте себе, Вы просыпаетесь в постели и не знаете где, с кем и когда ложились спать. Вы идёте в магазин, но на полдороги забываете, зачем Вам это надо. Вы проходите FallOut 3, победно вздеваете руки, а через 5 минут даже не помните о своём счастье. Правда страшно? А если ещё и Вам необходимо найти убийцу своей жены, то вообще хоть в петлю лезь (правда Вы забудете зачем Вы её завязали, пока будете вставать на стул). Ленни, надо отдать ему должное, вешаться не стал, а придумал сложную систему записок, полароидных фотографий и татуировок на собственном теле, чтобы каждый раз "вспоминать" что же было до этого. Он должен слепо доверять самому себе, и если он решит самого себя обмануть, с этим уже ничего не поделаешь.
Режиссура.
Кристофер Нолан не дурак. Он понимал, что сюжет сюжетом, а из фильма надо делать бомбу. И придумал гениальный, по моему мнению, ход. Главное в кинофильмах это сопереживание героям, а как сопереживать герою, если мы не можем представить его чувств, это он забывает всё подряд, а мы то знаем, что было до этого. Нет, нет и ещё раз нет! Сюжетная линия разрезана на некоторое (немалое) количество кусочков. И показывают нам эти кусочки в обратном порядке, начиная с последнего, когда Ленни уже находит и убивает негодяя. Ежу понятно, что всё не так просто, и что переломный момент в его жизни произошёл когда-то раньше. И вот мы вслед за Ленни как бы "вспоминаем" кусочек за кусочком расследования, с каждым разом всё сильнее желая узнать что же будет дальше было раньше.
В первые 15 минут фильм может показаться непонятным, и где-то даже напомнить культовый "Маллхолланд Драйв" Дэвида Линча. Но пусть Линч остаётся таким же культовым и продолжает снимать фильмы для марсиан с большой бошкой, а Нолан снял фильм для людей и все тайны (ну может быть почти все) открываются зрителю в полной мере.
Актёры.
Двух друзей главного героя сыграли пусть не звёзды кино, но уже известные Кэри-Энн Мосс и Джо Пантольяно (Тринити и предатель в Матрице), а вот Ленни сыграл тогда ещё (да в общем то и сейчас) малоизвестный актёр Гай Пирс. И сыграл
блестяще. Обожаю, когда актёры при внешнем полном спокойствии и даже безмятежности на лице играют огромный спектр эмоций одними глазами (за что и люблю Эдварда Нортона). Ленни получился очень сильным образом. Внешнее спокойствие, улыбочка на лице, а в глазах страх. Страх за свою короткую, умещающуюся в 15 минут жизнь.
Спец.эффекты
Их нет. А они и не нужны. Что может сильнее помешать насладиться актёрской игрой, сильными фразами и диалогами, неожиданными поворотами сюжетной линии, чем спец.эффекты? Пожалуй ничего.
Подтекст:
А вот подтекста здесь хватает. "Помни" необходимо смотреть очень внимательно, и смаковать каждую фразу, сказанную главным героем, потому что воедино они приводят к очень глубокому смыслу, который сокрыт в этом фильме. ("Нельзя надеяться на память. Память лишь интерпретирует факты, а не отображает их")
Фильм гениальный, и с этого момента входит в мой личный Top-10 фильмов (пожалуй я его когда-нибудь даже составлю). Все должны его посмотреть.
Оценка: 10 из 10
P.S Я понимаю, что Насте после прочтения этой рецензии фильм не понравится, и она вообще заснёт на его просмотре. Но я не мог молчать.
<<Перейти к списку рецензий>>