Шедевры мировой пластики, Киев, 2015

Nov 29, 2015 13:05




В рамках исполнения супружеского долга таки выбрался я на выставку. Которая "Шедевры мировой пластики". Многого не ожидал, но всё же определённые надежды были - Дега и Гоген в списке представленных на выставке имён давали повод предположить, что время зря потрачено не будет. Конечно, в ярких именах недостатка не было - Дали, Архипенко, Пикассо, Модильяни; но я не большой знаток и ценитель скульптуры вообще и современной скульптуры в частности.
Время было потрачено не зря однозначно. Сходить - стоит. Там ещё и Роден с Майолем есть, кроме вышеперечисленных. Но я, после того, как добрался до части экспозиции с Дега, оттуда уже не отходил. Мне хватило. Дега там много.
С Гогеном повезло меньше. Как в количественном отношении, так и в плане подсветки. Подсветка - отвратительна.
Про остальных - тоже ничего не скажу; кроме того, что они там были. Краем глаза я даже видел Венеру Милосскую с выдвижными ящиками и роденовского мыслителя.
Вернусь к Дега. Эксперт, конечно, рассказал бы о нём и его скульптурах больше, но эксперта пока не нашлось; так что довольствуйтесь пока мной.
Из чего сделаны скульптуры Дега?
Те статуэтки, которые можно увидеть на этой выставке (и в большинстве музеев) - отлиты из бронзы. Но оригиналы Дега создавал из воска, глины, металлических труб и всякого мусора - вплоть до винных пробок и деревянной стружки. Сначала он делал каркас из металлических труб (в некоторых случаях каркас этот был даже с подвижными сочленениями), а затем облепливал его чем попало. Под конец он обмазывал их воском (или глиной) - слой за слоем, эта слоистая структура хорошо заметна на отливках - и заглаживал; с разной степенью тщательности.



"Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица" Дега

Надо учесть, что скульптуры он использовал как макеты, вспомогательные средства для рисования картин. Это были, так сказать, наглядные пособия для изучения движения, пластики тела. Дега не считал себя скульптором. За всю свою жизнь он выставил перед публикой только одну свою скульптуру - знаменитую "Маленькую четырнадцатилетнюю танцовщицу". Случилось это на Шестой Выставке Импрессионистов в 1881 году (хотя должна была быть выставлена на пятой, в 1880, но по каким-то причинам Дега её выставить отказался). Гюисманс в связи с этим заявил, что это первая действительно современная скульптура, которая ему известна. Скульптура сделана из воска на каркасе из свинцовых труб, волосы на голове у оригинальной "танцовщицы" - настоящие, блондинистые; настоящая и юбка. Восковой оригинал (подаренный с вместе с другими скульптурами Дега - общей стоимостью в 400 000 $ - миллионером, коллекционером, филантропом и конезаводчиком Полом Меллоном в 1956 году) находится сейчас в Национальной Галерее Искусств, в Вашингтоне.
Моделью для скульптуры послужила Мари ван Гётем, действительно четырнадцатилетняя и действительно танцовщица Парижской Оперы. Разумеется ей приписывали любовную связь с 47-летним художником. Но точно известно лишь то, что она регулярно позировала Дега - пять-шесть франков за четырехчасовую сессию.
Её так же можно увидеть на нескольких известных картинах мастера - она присутствует на "Уроке танцев" и является главной (и единственной) героиней "Танцовщицы с веером" и "Отдыха танцовщицы".
Через год после создания скульптуры Мари была уволена из Оперы (просто сокращение штатов); дальнейшая её судьба не известна; зато известно, что её младшая сестра была арестована за покражу 700 франков у покровителя, а младшая - продолжила карьеру в Опере и доросла до должности учительницы танцев.
Кроме воскового оригинала сейчас по всему миру существует ещё 28 бронзовых копий скульптуры. И это подводит нас к следующему вопросу.
Скульптуры Дега на выставке - оригиналы или копии?
Ни то ни другое, как вы уже догадались. В принципе, оригиналы - это восковые и глиняные скульптуры (из сохранилось 69, из них 52 в данный момент находятся в США). С одной стороны. С другой стороны - их можно считать просто моделями, оригиналами же в таком случае будут являться сделанные по ним бронзовые отливки.
На момент смерти Дега (27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет) в его мастерской находилось 150 скульптур. Но Дюран-Рюэль, торговец предметами искусства, сотрудничавший с Дега, сообщает, что художник за 40 лет создал множество скульптур. Учитывая огромную трудоспособность Дега их должно было быть как минимум несколько сотен... Возможно, часть уничтожил сам художник (из 150 скульптур, находившихся в мастерской после его смерти почти половина была сильно повреждена), часть была утеряна уже почти ослепшим мастером при переезде, а часть, вероятно, уничтожена наследниками - как неприличные или не представляющие коммерческой или художественной ценности (подобная судьба постигла так же многие рисунки, картины и часть переписки Дега).


Фотографии животных в движении Майбриджа оказали значительное влияние на творчество Дега.

Как бы там ни было, но в итоге наследники решили сделать с 73 скульптур бронзовые отливки. Работа была поручена парижской литейне Эврара. Дальше начинается детектив - якобы Эврар отливал бронзовые изделия методом "утерянной модели" (восковая или бронзовая модель при таком способе литья обмазывается глиной и потом обжигается в печи; из глины после этого получается прочная керамическая форма, а вот модель... восковая расплавляется, а деревянная сгорает), но в 1955 году утерянные оригиналы вдруг обнаруживаются. Ушлый литейщик решил "кинуть" наследников и продать их на сторону? Хитрые наследники решили таким образом взвинтить цену отливок? Точно неизвестно. Скорее первое, ибо как продавцом "пропавших" моделей оказался родственник Эврара...
И ещё пару мелочей...
Про Дега и "маленьких крыс Оперы" (так называли танцовщиц массовки), пожалуй, уже всё сказано. И то, что "маленькие крысы" охотно подрабатывали предоставлением услуг сексуального характера; и то, что Дега был постоянным посетителем Оперы не только с парадного входа, но и с чёрного - это известно практически всем.



Женщина - это просто животное, которое моется - так считал Дега.

А вот вопрос "почему они у Дега все такие страшненькие" задают довольно часто. Ответ прост: Дега не интересовала женская красота - по крайней мере с профессиональной точки зрения. Его интересовала пластика тела, движение, поза, линия, композиция, свет - красоте в этом всём просто не было места. Дега не любовался, Дега изучал. Когда, увидев одну из его купальщиц, у него спросили, почему женщины на его картинах настолько некрасивы, он ответил, что просто не воспринимает их как женщин, а только как моющихся животных.
И это совсем не было оскорблением. Животных Дега очень любил. Особенно лошадей. На скачках он проводил, наверное, не меньше времени, чем в Опере. И бесконечно рисовал лошадей. Ну и лепил, конечно.
Здесь надо сделать небольшое отступление. В 1872 году Идверд Майбридж провел в конюшне в Пало-Альто (США) любопытный эксперимент. Сперва он установил вдоль беговой дорожки батарею из двенадцати фотокамер. Потом он поперёк этой дорожки протянул двенадцать верёвочек, которые были присоединены к спуску фотоаппаратов - каждая к своему. Потоп он пустил по этой дорожке лошадь - галопом. Обрывая верёвочки, лошадь делала себе селфи. В итоге получилось 12 последовательных фотографий, детально изображающих лошадь в движении. В последствии точно такая же процедура была проделана с другими конскими аллюрами, собаками, людьми...
Увидев эти снимки, Дега пришел в восторг. Во-первых они подтверждали его наблюдения, связанные с движением лошадей; во-вторых они подтверждали его наблюдения, сделанные им в его собственной коллекции предметов искусства. Почти пол года его друзья вынуждены были разглядывать китайские изображения скачущих лошадок, сравнивать их с фотографиями Майбриджа и рисунками Дега и - самое ужасное - выслушивать лекции на тему "А я же говорил!"
Но главное, что Дега активно использовал снимки Майбриджа в своей работе. Например, "Лошадь перед препятствием" (фотография в начале) в точности повторяет один из снимков Майбриджа. Кроме того, Дега сам увлёкся фотографией. Особенно нравилось ему фотографировать людей. Он по три часа усаживал модель в нужную позу; потом ещё часок работал с фоном; потом раздражался, что модель за это время позу поменяла; опять усаживал модель в нужную позу; и - в завершение всего - жертве фотографии приходилось неподвижно высиживать минут пятнадцать в ожидании вылета "маленькой птички". В итоге при виде Дега с фотокамерой люди начинали разбегаться - но это уже другая история...
Previous post Next post
Up