День св. Константина и св. Елены

Jun 03, 2006 00:16



Посев льна. Рязанская губ., Касимовский у., д. Шемякино 1914 г.

Олёна -длинные льны, Олёна-леница, длинные льны - Еленины косы: народные названия христианского праздника, установленного в память святых царя Константина и его матери царицы Елены, отмечаемого 21 мая /3 июня.

В народной традиции этот день был важным этапом сельскохозяйственного календаря. К этому моменту заканчивался посев хлебов и начинали сеять лён и коноплю, позднюю пшеницу, овёс, ярицу, просо, гречиху. Крестьяне так говорили:"Посеешь лён на Олёну - будут длинные льны". Даже если в этот день не удавалось начать сев, то обязательно полагалось "положить начало": прийти на поле и бросить горсть льняных семян в землю.

Традиционно основная роль в работах, связанных со льном и коноплёй отводилась женщинам. Несмотря на то, что сев осуществляли преимущественно мужчины, женщины особым образом участвовали в нём. Накануне дня Олёны-льняльницы, под руководством старух, собирались все женщины общины, принося при этом по два яйца. Яйца испекали в печи и раскладывали в мешки с семенами, при этом делали это тайно, прячась от посторонних глаз. На полосе, распаханной под лён, хозяйка отдавала эти яйца мужику-сеятелю, он сначала подбрасывал их вверх, полагая, что "чем выше будут подброшены яйца, тем выше вырастет и лён". Затем он их съедал. Только после этого начинался сев. В Калужской губ. мужчина , отправлявшийся сеять волокнистые культуры, получал по два яйца от каждой женщины своей семьи. На поле он съедал их с приговором:"Пусть уродится лён такой же белый, как это яичко". Скорлупу от таких яиц обычно сохраняли. Старухи толкли ёё и добавляли в корм курам, чтобы те лучше неслись.
В Брянской губ. выйдя в поле при посеве льна и конопли, мужик-сеятель спускал штаны до колен, чтобы лён рос ему по пояс. В некоторых уездах Вологодской, Симбирской, Московской, Рязанской и Олонецкой губ., посев производили вовсе без штанов или в обнажённом виде. В Поречском у. Смоленской губ. до или после сева мужик голым объезжал поле на лошади.
В ряде мест донага во время сева раздевались и женщины. Этот обычай получил название "обманывать лён". Его участницы считали, что лён, глядя на их наготу, сжалится над ними:"Это баба бедная - у нея даже рубашки на теле нет, надо будет пожалеть её и получше уродиться".
Девушки в этот день исполняли песни, основной темой которых было сеяние льна. Такие песни, как правило звучали в период троицко-семицких праздников и имели магический характер, представляя собой заклинания на рост и урожай льна и конопли.
Но в некоторых регионах, напротив, в этот день лён сеять запрещалось (Новгородская губ.). Считалось, что семена "закоснеют", не вырастут.

Принято было в этот день сажать и огурцы. Посадка огурцов связывалась с именем св. Константина: "Льны - Олёне, огурцы - Константину".
В Рязанской губ. следили в этот день за погодой: если 3 июня, в день равноапостольных царя Константина и его матери царицы Елены, в погоде что-нибудь переменится, случится ли ненастье или "может туча найдёт, а ныне град был", то говорили об этом дне "Елена-похитительница", т.е. возникала тревога о будущем урожае.

Праздники

Previous post Next post
Up