Ильин день

Aug 02, 2005 00:04

Ильин день - великий праздник православного календаря, установленный в память ветхозаветного пророка Илии, отмечаемый 20 июля/ 2 августа.


Огненное восхождение Ильи Пророка. ХVI в .Русский Север *


В сознании русского народа библейское повествование переплелось с народными верованиями, а сам Илья Пророк взял на себя функции могучего славянского языческого бога Перуна, управлявшего всей природой, молниями, громом и дождями. Следил Илья за порядком на земле и наказывал провинившихся. Так о нём говорилось в старинном плаче об убитом громом человеке:

Уж я дам да эту тучу неспособную,
Уж я на это на чистое на полюшко.
Я стрелу спущу в крестьянина могучего,
Заражу да я грудь его белую!
Не могу терпеть велика беззаконья:
Он не ходит-то, крестьянин, во Божью церковь,
Он не молттся-то Богу от желаньица,
О душе своей крестьянин не спохается,
Да он в тяжких грехах попу не кается!

В тоже время Илья был щедрым святым, он наделял людей богатством, урожаем, скотом и здоровьем, очищал мир от всякой нечисти. Крестьяне считали его покровителем дождя, хозяином "гремячих", т.е. не замерзавших зимой родников и речек, которые, по поверью появились от удара его огненных стрел. Был он и покровителем земледелия и скотоводства, главным кормильцем и поильцем людей и домашних животных.
В канун праздника Илья Пророк время то времени показывал людям своё могущество, устраивая так называемую воробьиную ночь, когда грохочет гром, льёт дождь, сильный ветер срывает крыши и ломает вековые деревья.Спастись можно было только читая молитву:

"Спаси Господи, ведь душ да наших грешных,
От стрелы ты сохрани да нас от молнии,
Пронеси, Господи, тучу за сине море!"

И.М. Прянишников. Общественный котел в престольный праздник. 1888 г. масло **

В Ильин день и следующую за ним ильинскую неделю обычно устраивали молебны, а в некоторых губерниях совершали обряды жертвоприношений. В случае засухи молились Илье Мокрому, а при дождливой погоде -- Илье Сухому.
Жертвоприношения Илье Пророку осуществлялись в разных формах. Во время засухи для Ильи ставилась на въездные ворота в деревню чаша с овсом и рожью, его икону опускали в святой родник или в святой колодец. В церковь приносили мёд, пиво, колосья свежей ржи и горох. Ещё одним обрядом жертвы Илье была устраивашаяся в этот день коллективная трапеза , с закланием быка или барана (прежде оленя). Крестьяне сгоняли весь домашний рогатый скот к церкви или часовне, около которых священником проводился молебен перед иконой Ильи Пророка, он освящал скот, окраплял его святой водой. После этого закалывали заранее выбранное животное, которое выкупали на общественные деньги. Часть мяса, обычно лопатку, отдавали в церковь, а остальное готорвили в общем котле. Одновременно варили пиво. На улице расставляли столы, и начинался пир для всей деревни, заканчивавшийся всеобщим весельем и гулянием молодёжи до восхода солнца. Обряд заклания быка с последующим пиром, один из древних по своему происхождению обрядов и имел магическое значение: он способствовал урожаю и плодовитости скота.
Молились в этот день Илье и о здоровье:
"Молюсь тебе, святой Божий Илья! Пошли тридцать ангелов в златокованном платье, с луки и стрелы, да отбивают и отстреливают о раба Божия (имярек) уроки и призоры и притки, щипоты и ломотья и ветроносное язво. Спустите мне гром и молнию, отбивайте и отстреливайте от раба Божия уроки и призоры, потяготы и позевоты". Ильинским дождём умывались в надежде на предохранение от всевозможных чар. В этот день к Илье обращались с просьбой уничтожить в деревне всю нечисть, а также клопов и мух. Для этого во время грозы водой опрыскивали дом, при этом веря, что выгоняют из углов бесов на улицу, где Илья убьёт их стрелами-молниями.
*увы, в цвете не нашла такую
** тоже в цвете не попалось

ещё прошлогоднее
Comments | Comment on this

Праздники

Previous post Next post
Up