(no subject)

Jul 06, 2005 19:31

Аграфена Купальница (Аграфена лютые коренья)



День памяти св. мученицы Агриппины, отмечаемого 23 июня/6 июля.
Этот день открывал собой цикл праздненств летнего солнцестояния, продолжавшихся до Петрова дня. Обрядовые действия, происходившие в день Аграфены Купальницы, являлись своеобразной прелюдией к обрядам следовавшего за ним дня Ивана Купалы.
Ритуальным зачином праздника служил сбор всех женщин деревни. На закате солнца, после бани одна из женщин выходила на улицу и кричала :"Сегодня -- Купальна, завтра -- Иван!" и запевала. К ней присоединялись девушки и молодухи, реже -- подростки и старухи. Объединившись в группу, они выходили за деревню, где иногда встречались с жительницами соседних сёл и деревень. Хождение сопровождалось пением "иванских" и "купальских" песен, исполнявшихся только в это время. Выйти на улицу в этот день считалось обязательным. Остаться дома считалось позорным, односельчанки могли осмеять их, спев корильные песни:

Иван ходить па вулицы,
Сабирайтесь, девки, бабы,
Собирайтесь на Купальну.
Да хто пойдёть -- красавица,
Кто ня пойдёть -- пень-калода.
На дуб лезеть, сучия ломить,
С дуба лезеть, кару дерёть,
Домик строеть, крышу кроеть.

В день Аграфены Купальницы впервые после долгой зимы разрешалось купаться в реках, ручьях, прудах и озёрах. Крестьяне верили, что в этот день Бог опускает в воду тепло, а Иоанн Креститель очищает водоёмы от ведьм, водяных, змей и другой нечисти. Считалось, что вода в этот день получает от солнца живительную силу, полезную для людей. В этот день крестьяне купались обнажёнными в реках и озёрах, мылись в банях, обливали друг друга водой из колодцев.
Снимался в этот день и запрет на сбор цветов и трав с магическими и лечебными целями. До Аграфены Купальницы этого не делали, полагая, что на растениях обитают души предков, находящиеся на земле в период между Пасхой и Троицей. Как правило за ними отправлялись девушки и молодки. При сборе предпочтение отдавалось иван-да-марье и купаленке, их приносили в деревню охапками. Травы рассыпали по полу или по земле, клали на окна и к иконам. Снаружи и изнутри церковные, жилые и хозяйственные постройки крашали букетами, венками и вениками. В Вологодской губ. под князевое бревно, служившее соединением скатов крыши, подтыкали 46 трав, чтобы дом "не раскрыло непогодой и не било молнией". Украшение избы и двора травами понималось во многих местных традициях как оберег дома и его хозяев в купальскую ночь от нечистой силы.
Ивановскую зелень, а также венки и букеты, веники засушивали и хранили, считая, что они способствуют укреплению и сохранению здоровья. Ивановские травы считались лучшим средством от всех напастей.
С этого дня начинали заготавливать веники и траву для мытья в бане, как правило отдельно от остальных трав. Делали их из берёзовых веток, которые непременно нужно было ломать, а не срезать ножом, с прибавлением ивановских цветов. В Вологодской губ. на веник брали по одной ветке от разных деревьев: берёзы, ольхи, черёмухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, прибавляли к ним по цветку от разных растений. Процесс заготовки сопровождался припевками.Этими вениками парились "для здоровья".
Молодые люди считали, что с помощью этих веников можно добиться успеха в любви. Молодые девушки парились в бане купальскими вениками и умывались водой, настоянной на ивановских травах в надежде, что их тело будет "молодиться", кожа и лицо станут чистыми, белыми и красивыми.

Травы, собранные в купальскую ночь наделялись необыкновенной магической силой. Считалось, что в эту ночь травы перешёптываются друг с другом, переходят с места на место и всякая трава, даже папоротник -- расцветает. Эти травы могут полностью изменить жизнь человека, но получить заветные растения очень трудно, поскольку их охраняет нечистая сила. Так цветок папоротника сулил нашедшему его счастье, удачу, магическую силу. Помочь в поиске волшебных трав должна была арарат-трава, добытая особым образом и в определённое время: в полночь на Ивана Купалу или в день праздника между заутреней и обедней.
Волшебной считалась разрыв-трава ("ломоцвет", "спрык"), которая подобно папоротнику тоже зацветала в полночь и цвела ровно столько времени, сколько необходимо для прочтения Господничной и Богородичной молитв. Её цветы должны были помочь стать человеку невидимым, она разрушала все преграды, открывала замки и запоры. Сделать невидимым могла и одолень-трава.
Волшебной считалась и копна скошенной в эту ночь травы. Русские переселенцы в Сибири считали, что именно она может помочь обрести счастье и богатство. Её оставляли нетронутой до святочных " страшных вечеров". По поверью, в ней дожны были поселиться черти. В Святки её обходили с молитвой и очерчивали кругом, используя огарок от первой лучины, зажжённой осенью. За это черти, живущие в копне, выполняли любое желание, в обмен на обещание оставить их в покое.

Лучшим, и наиболее опасным временем для сбора трав считалась полночь. Как правило, в это время добывали травы для ворожбы и колдовства. Занимались этим "знающие" люди: колдуны, знахари, ведьмы. В ряде мест травы собирали пожилые ("чистые") женщины.
Существовали некоторые правила для сбора трав, обеспечивающие сохранение магической силы. Женщины постились перед праздником несколько дней, а во время сбора снимали с себя нательные крестики. Колдуны, отправляясь в лес и поля для сбора, старались пройти незамченными. Нередко они раздевались, сбрасывая с себя рубахи. Где-то запрещалось срывать растения голыми руками. При сборе обязательно читали заговоры.
Хранили растения в таком месте, считающемся пограничным пространством: в трубе, под печкой, под порогом.

Букеты, венки, веники использовали в гаданиях. Их пускали на воду и гадали о замужестве, о жизни-смерти или о будущем: если утонет -- беда, поплывёт -- к счастью. Букеты, составленные на каждого члена семьи, подвешивали
вечером к матице. Утром смотрели: завядший сулил неприятности, свежий -- счастье.
Девушки в ночь на Ивана Купалу специально собирали траву для гаданий. Чтобы узнать о женихе нужно было собрать в полночь 12 или 24 вида трав. Чаще всего встречались подорожник, полынь, чертополох, папоротник, крапива, попутник, осока, пырей, мокрица, горлинка, лебеда. Из собранных растений делали букет и клали под под подушку, приговаривая: " Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!" С помощью трав можно было узнать, выйдет ли в текущем году девушка замуж или нет. Для этого следовало нарвать в полночь букет трав, положить его на ночь под подушку, а утром сосчитать, сколько видов трав оказалось в букете. Если двенадцать, то говорили, что гадающая обязательно выйдет замуж в течение года.

Праздники

Previous post Next post
Up