Давно-давно я услышала от своего папы волшебное, таинственное слово "Шхельда". Я видела этот горный массив на фотографиях, читала о нём и знала, что несмотря на свою относительно небольшую высоту (4100-4300 метров над у.м.), он даже посложнее Эльбруса в плане восхождений. Шхельду (в переводе с кабардино-балкарского "брусника") нужно просто увидеть
(
Read more... )
Моя мать работала врачем в альплагере Адыл-су с 1953 года и начала меня брать с собой летом начиная с 1958 когда мне было 11 лет. В общем я там вырос под влиянием альпинистского духа, среди альпинистских знаменитостей, проводя по 3 месяца каждое лето следующие 6-7 лет, провел там медовый месяц и каждую зиму до 1978 года. По блату начал заниматься альпинизмом в 13 лет (официально можно было в 18).
Поднялся на Эльбрус в 15.
Конечно приэльбрусье тех лет ничего общего не имеет с тем что увидели вы. Асфальт доходил до Тырнауза и все. Тырнауз был большой важный город.
Передвигались тогда на очень редких попутках, пешком и на ишаках. Балкарцы только недавно вернулись из сталинской ссылки (кто выжил) и строили свой быт. Все было чисто, не тронуто цивилизацией. Единственными центрами цивилизованной жизни были турбазы и альплагеря.
Мало что улучшается со временем и приэльбрусье не исключение.
Мне конечно повезло, я стал тем кто я есть под влиянием этого удивительного места, спорта и необыкновенных людей которые им занимались. Это единственное место в России куда мне хотелось бы вернуться, но к сожалению оно далеко не то где я вырос во многих смыслах этого слова.
У меня дома висит огромная размером в полстены фотография Ужбы.
Еще раз спасибо за ваш рассказ.
Reply
Собираемся в эти места!
Reply
Ох, рада, что пригодилось, расскажите, как всё прошло?
Reply
Reply
Спасибо вам от души за ваш комментарий, мне жаль, что я не ответила раньше, т.к. оставила жж давно... вот зашла, и прочла. Да, Эльбрус, каким он стал, особенно с юга, жалко. И нацпарк тоже. Я сейчас планирую ехать в Приэльбрусье в августе, и категорически не хочу идти с юга, настолько тяжелое впечатление осталось. Единственное, что утешает, что горы стояли и будут стоять, а человек невечен и, надеюсь, образумится.
Reply
Leave a comment