Возможно, что вы всё это уже знаете. Извините за повтор, если что *) Но, надеюсь, и другим моим постоянным читателям будет интересно.
Выдающимися деятелями этого периода были Ибрахим бен Адхам (ум. в 783 г. н. э.), Фудайл бен Ийад (ум. в 801 г. н. э.), Рабийа ал-Ада-вийа (ум. в 802 г. н. э.).
Суфийские биографы считают Ибрахима бен Адхама царем Балха. Его царское положение подтверждается тем обстоятельством, что когда он отправлялся за границу, перед ним и за ним несли 40 золотых сабель и 40 мускатных орехов. Однажды, во время охоты, он услышал незнакомый голос, который крикнул ему: «Проснись! Для того ли ты создан?».
Тогда он отказался от трона и всех мирских удовольствий во имя жизни, полной аскетизма и благочестия. Говорят, одним из принадлежащих ему высказываний было: «О Господи! Ты знаешь, что в моих глазах восемь райских садов весят не более чем крыло комара по сравнению с той честью, которую Ты оказал мне, дав мне Твою любовь или ту близость, которую Ты даровал мне, позволив произносить имя Твое, или же с той свободой от всего того, что Ты мне дозволил, когда я думаю о величии Твоей славы».
Рабийа принадлежала к племени Кайс бен Ади, где была известна под именем ал-Адавийа или ал-Квазийа, однако чаще всего ее называют Базари (ал-Базарийа) по названию Басры, ее родины. Фарид ад-Дин Ат-тар, автор «Памяти святых», пишет о ней так: «Живя в уединении, она была покрыта одеяниями чистоты, горела огнем и желанием и была охвачена страстью приблизиться к Господу и раствориться в лучах Его славы. Она была второй девой Марией и безгрешной женщиной»2.
Она родилась в очень бедной семье, мать и отец ее умерли, когда Рабийа была еще совсем маленькой. Как указывает ее имя, она была четвертой из сестер. Всех их разбросал по свету голод, а ее саму продали в рабство за шесть дирхемов. Хозяин заставлял ее много работать, но она постоянно постилась днем и выполняла порученное ей дело. Как-то раз ночью хозяин случайно заглянул в окно и увидел, как Рабийа молится, совершенно ничего не замечая вокруг, полностью отдавшись молитве. Затем он услышал ее слова: «О Господь мой, Ты знаешь, что желание сердца моего - подчиняться Тебе и что свет очей моих на службе Твоей. Если бы на то была моя воля, я бы ни на миг не переставала служить Тебе, но Ты подчинил меня созданному существу, и я провожу слишком много времени, служа ему». Когда она все еще была поглощена молитвой, хозяин увидел, что над ее головой в воздухе висит лампа без всякой поддержки и что весь дом озарен ее светом. Сильно испугавшись от того, что он увидел, он на рассвете освободил ее. С тех пор она отдала себя любви к Господу, проводя жизнь в крайней бедности.
Будучи аскеткой, всю свою жизнь Рабийа следовала по тропе та-ваккул, отречения и зависимости от Бога, следовала неколебимо до самого своего конца. Друзья снова и снова предлагали ей свою помощь, однако она отвергала ее, обычно отвечая тем, кто собирался помочь ей: «Воистину мне было бы стыдно просить у Него мирские вещи, у Того, которому принадлежит мир. Как же я могу попросить их у тех, кому этот мир не принадлежит». Другая история такого же рода сообщает, что однажды, когда ее посетил Хасан из Басры, он увидел у двери кельи Рабийи рыдающего богача с кошельком, полным золота. Хасан спросил, почему он плачет. Тот ответил: «Я плачу из-за величайшей аскетки этого века; ведь если бы не ее молитвы, человечество бы уже погибло. Я принес ей немного, но очень боюсь, что она откажется. Если за меня попросишь ты, быть может, она это примет». Хасан вошел и сообщил это Рабийе, та посмотрела на него уголком глаза и сказала: «Разве Тот, кто заботится о бранящих Его, не позаботится о тех, кто Его любит? Он не отказывает в помощи тем, кто говорит о Нем недостойно. Так как же Он откажет тем, чья душа переполнена любовью к Нему? Как только я узнала Его, я повернулась спиной к человечеству».
Великим вкладом Рабийи в исламский мистицизм была ее концепция молитвы как свободного и непосредственного общения с Богом. Она не считала молитву, включая даже обязательный намаз, и другие религиозные предписания делами, достойными похвалы, или средствами избежания ада или достижения рая. Для нее это были средства получения доступа к Богу. Она является выдающейся фигурой в исламской агиологии; будучи человеком, установившим союз с Богом, стала произносить молитвы, ставшие спонтанным излиянием ее сердца, направленным к Богу. Среди ее молитв есть следующие:
«О Господь мой, какую бы долю в этом мире ни возложил Ты на меня, возложи се на врагов Твоих, и какую бы долю в ином мире ни возложил Ты на меня, дай ее Твоим друзьям. Для меня достаточно Тебя самого».
«О Господь мой, если чту я Тебя из страха перед адом, сожги меня в аду, а если чту я Тебя в надежде на рай, изгони меня оттуда. Но если чту я Тебя ради Тебя самого, то не удерживай меня от Твоей Вечной Красоты».
John A. Subhan
SUFISM Its Saints and Shrines
Published by INDIGO BOOKS
Address: Cosmopolitan book house, 24-b, Ansari Rd. Darya Ganj, New Delhi, 110002, India
Джон А. Субхан
Суфизм. Его святые и святыни / Пер. с англ. - СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2005.-256с. ISBN 5-88503-274-2
Настоящая книга - первое авторитетное и детальное исследование суфизма в том виде, в каком он существует в Индии и Пакистане. Автор Джон А. Субхан одно время был членом хорошо известного суфийского ордена Кадири. В этой книге он в сжатом виде привел потрясающий материал, начиная с ранней истории суфизма и заканчивая сообщениями о религиозных орденах и некоторых их главных святых. Это попытка представить читателю в систематическом изложении разнообразную философскую мысль и материалы, а зачастую и скрытые материалы и практики суфизма, некоторые взяты из оригинальных источников литературы Индии и Пакистана.